Страница обновлена 24.09.2021

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Страница обновлена 24.09.2021
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Аннотация к адаптированной рабочей программе по учебному предмету изобразительное искусство для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития, 5-6 классы

  1. Место учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5-6 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, основной образовательной программы ОУ, с учетом примерной программы ООО по изобразительному искуству, на основе авторской программы под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы» — Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских, Просвещение, 2020.

 Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство», целью обучения искусству в школе в соответствии с фундаментальным ядром образования является воспитание художественной культуры, как части всей духовной культуры учащихся на основе специфических методов эстетического познания (наблюдение искусства, постижение мира через переживание, художественное обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса).

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с количеством часов, указанным в учебном плане ОУ ООО. Предмет изучается в 5-8 классах в объеме не менее 136 часов (при количестве 34 недель в учебном году)

2.Цель.

  Основная     цель     школьного     предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы; развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • воспитание     уважения        к          истории          культуры        своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение     средствами     художественного     изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
  1. Структура курса

           Содержание учебного предмета

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты

Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.

Понимание смысла деятельности художника

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).

Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).

Вечные темы и великие исторические события в искусстве

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII – XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды.

 Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.

Искусство полиграфии

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.

Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX вв.

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт – Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография

Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.

В 5 классе содержание программы раскрывается в следующих разделах:

  1. Древние корни народного искусства. (9 ч.)
  2. Связь времен в народном искусстве. (7 ч.)
  3. Декор – человек, общество, время. (10 ч)
  4. Декоративное искусство в современном мире. (8 ч.)

В 6 классе содержание программы раскрывается в следующих разделах:

  1. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. (9 ч.)
  2. Мир наших вещей. Натюрморт. (7 ч.)
  3. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. Изображение фигуры человека и образ человека. (10 ч.)
  4. Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж. (8 ч.)

Виды художественно-творческой деятельности учащихся: изобразительная, декоративная и конструктивная, восприятие и анализ произведений искусства, практическая художественно-творческая деятельность, выполнение индивидуальных, групповых, коллективных, проектов.

Формы и типы проведения занятий

Основной формой проведения занятий является урок: урок-беседа, урок-путешествие, урок-игра, урок-проект, урок-выставка, экскурсия.

Данная рабочая программа, основанная на авторской программе Неменского Б.М., также предусматривает чередование уроков индивидуального творчества, коллективной или групповой художественно-творческой деятельности.

В процессе изучения курса используются комбинированные уроки.

  1. Основные образовательные технологии

  Применяемые методы обучения:

  • метод педагогической драматургии;
  • метод единства восприятия и созидания (практической работы) на каждом уроке;
  • метод широких ассоциаций;
  • метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей;
  • метод оформления работами учеников интерьера школы, класса и даже улицы (витрины) и праздников;
  • метод проблемного диалога;
  • метод сравнений;
  • метод коллективных работ.

Педагогические  технологии:  «Образ и мысль», сотрудничества, проектного обучения, здоровьесберегающие.

  1. Требования к результатам освоения программы.

Предметными результатами освоения, обучающимися в первый год обучения в основной школе программы по изобразительному искусству, являются:

Обучающийся научится:

  • получат представление об особенностях уникального народного искусства, семантическом значении традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);
  • создавать декоративные изображения на основе русских образов по образцу;
  • получат представление о смысле народных праздников и обрядов и их отражении в народном искусстве и в современной жизни;
  • создавать эскизы декоративного убранства русской избы по образцу;
  • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
  • получат представление о специфике образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции и образец;
  • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении с опорой на образец;
  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов с использованием образцов при необходимости;
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов;
  • осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов, при необходимости с опорой на образец;
  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства после предварительного анализа и с помощью педагога;
  • получат представление о национальных особенностях русского орнамента и орнаментов других народов России;
  • различать и характеризовать по перечню вопросов/ предложенному плану несколько народных художественных промыслов России.

Предметные результаты по итогам второго года изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» должны отражать сформированность умений:

  • иметь представление о пространственных и вре­менных видах искусства и их различиях;
  • характеризовать при помощи учителя три группы пространственных искусств: изобразитель­ные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей на конкретных примерах;
  • иметь представление о роли изобразительного искусства в повседневной жизни челове­ка, в организации общения людей, в создании среды материального окруже­ния, в развитии культуры и представ­лений человека о самом себе;
  • воспринимать произве­дения искусства как творческую деятель­ность человека;
  • характеризовать выразительные особенности различных художествен­ных материалов при создании художе­ственного образа при помощи учителя;
  • давать характеристи­ки основным графическим и живопис­ным материалам по плану;
  • размещать рисунок на листе;
  • пользоваться графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий;
  • выбирать характер линий для соз­дания ярких, эмоциональных образов в рисунке;
  • передавать на бумаге своё эмоциональное состояние, и настроение с помощью ритма и характера линий, штрихов, росчерков и др.;
  • осуществлять на основе ритма то­нальных пятен собственный художест­венный замысел, связанный с изобра­жением состояния природы (гроза, туман, солнце и т. д.);
  • иметь представление о значении: основного цвета, составного цвета, дополнительного цвета;
  • иметь представление о понятиях: цве­товой круг, цветотональная шкала, на­сыщенность цвета;
  • различать и называть основные и составные, теплые и холодные, конт­растные и дополнительные цвета;
  •  создавать художественные образы, используя все выразительные возможности цвета;
  • иметь представление о понятиях: цветовые от­ношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет;
  • различать и называть теплые и хо­лодные оттенки цвета;
  • называть виды скульптурных изображений, объяснять их назначе­ние в жизни людей с опорой на образец/ иллюстративный материал;
  • иметь представление об основных скульп­турных материалах и условиях их при­менения в объемных изображениях;
  • объяснять, почему образуются раз­ные виды искусства, называть разные виды искусства, определять их назна­чение с опорой на иллюстративный материал/ вопросный план/ опорные слова;
  • иметь представление о том, что изобразитель­ное искусство — особый образный язык;
  • иметь представление об условности изобразительного языка и его изменчи­вости в ходе истории человечества;
  • иметь представление о понятиях простой и сложной пространственной формы;
  • называть основные геометриче­ские фигуры и геометрические объем­ные тела;
  • выявлять, после предварительного анализа, конструкцию предмета через соотношение простых геометри­ческих фигур;
  • изображать сложную форму пред­мета (силуэт) как соотношение прос­тых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
  • строить изображения простых предметов по правилам линейной перс­пективы;
  • иметь представления о понятиях: линия гори­зонта; точка зрения; точка схода вспо­могательных линий; взгляд сверху, сни­зу и сбоку, а также использовать их в рисунке;
  • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с на­туры из геометрических тел;
  • распознавать отдельные жанры изобразительного искусства (натюрморт, портрет, пейзаж);
  • различать освещение «по свету», «против света», боковой свет;
  • иметь представление о понятиях «картинная плоскость», «точка зрения», «линия го­ризонта», «точка схода», «вспомогатель­ные линии»;
  • различать средство выразительности «высокий и низкий горизонт» в произведениях изо­бразительного искусства;
  • иметь представление о правиле воздушной пер­спективы;
  • изображать уходящее вдаль пространство, приме­няя правила линейной и воздушной перспективы;
  • различать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях живо­писи и графики;
  • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь);
  • создавать творческие композиционные работы в различных материалах с натуры, по памяти и воображению.

6. Общая трудоемкость курса

 Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5-6 классов составлена в соответствии с количеством часов, указанным в учебном плане МОБУ СШ №2. Предмет изучается в 5-8 классах в объеме не менее 135 часов (по 34 часа в 5-8 класс).

  1. Формы оценивания.

                 Оценка качества освоения программы включает текущую и промежуточную аттестацию. Форма промежуточной аттестации – интегрированный зачет.

        8.  Составитель программы.

Рабочую программу составила учитель изобразительного искусства Муймарова О.С., на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» 5-8 классы, для общеобразовательных учреждений Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2020

назад