Инновационная деятельность

Инновации в школе носят системный характер – затрагивают почти все  компоненты образовательного процесса. Конечно,  прежде всего, это инновационная деятельность педагогического коллектива по обеспечению инклюзивного образования.

Приказ Управления образования администрации Гаврилов-Ямского муниципального района № 369 от 03.09.2021 О присвоении статуса муниципальной инновационной площадки    открыть

Паспорт муниципальной инновационной площадки

№ п/п

Название структурного элемента

Краткое содержание

1

База площадки

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа № 2 имени Д.В.Крылова», 152240, Российская Федерация, Ярославская область,

г. Гаврилов-Ям, ул. Калинина, д.4.

Директор школы Акимова Татьяна Леонидовна

2

Актуальность создания площадки

Образовательный процесс в инклюзивной школе аккумулируется в понятии «инклюзивная образовательная среда». Создание непрерывной инклюзивной среды является одним из приоритетов модернизации системы образования.

Актуальность создания площадки определяется, с одной стороны, практической значимостью для системы образования проблемы инклюзивного образования (каждая школа должна быть готова, в случае необходимости, стать инклюзивной), а с другой стороны, необходимостью создания особых гибких образовательных условий, направленных на развитие личности ребенка и признающих его уникальность, неповторимость и право на качественное образование.

3

Проблема

В настоящее время в России модель инклюзивного образования в определенной степени остается в статусе инновационной модели, поскольку далеко не все общеобразовательные школы могут представить системный опыт реализации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с детьми, не имеющими таковых ограничений. Вместе с тем, Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  и Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ставит перед школой новые задачи, которые касаются, прежде всего, создания в общеобразовательной школе условий, соответствующих особым образовательным потребностям различных категорий детей с нарушениями в развитии.

Сегодня отношение к детям с особыми образовательными потребностями существенно изменилось: практически все согласны с тем, что образование должно быть доступно для всех абсолютно детей. Но основной вопрос состоит в том, что и как необходимо сделать, чтобы были бы реализованы в полной мере потребности в образовании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, чтобы такой ребенок получил существенный социальный опыт и чтобы участие этого ребенка в образовательном процессе не повлияло бы на снижение общего уровня образования других детей.

Необходимо отметить, что с процессом включения детей с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательные школы связано много сложностей, которые для многих учебных заведений на данный момент являются непреодолимыми. И, конечно, недостаток материальных ресурсов не является основным и единственным барьером на пути развития образовательной инклюзии. В первую очередь, необходимо постепенно и целенаправленно менять культуру, политику и практику работы школы. Все это преобразует систему работы школы в целом.

4

Тема

Создание инклюзивной образовательной среды в общеобразовательной школе в современных условиях

5

Цель

Создание условий для обеспечения доступного качественного вариативного образования каждому учащемуся в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями и возможностями, социальное развитие и сохранение здоровья учащихся  школы, реализующей практику инклюзивного образования.

6

Объект исследования

Инклюзивная образовательная среда в общеобразовательной школе

7

Предмет исследования

Условия, соответствующие особым образовательным потребностям каждого ребенка, обучающегося в инклюзивной школе

8

Гипотеза исследования

Создание и эффективное использование инклюзивной образовательной среды в общеобразовательной школе

позволит решить задачи совместного обучения различных категорий учащихся в общеобразовательной школе посредством обеспечения динамического соответствия условий среды индивидуальным возможностям и образовательным потребностям каждого обучающегося.

9

Задачи исследования

1.Определить критерии готовности образовательных учреждений к проектированию эффективной и безопасной инклюзивной образовательной среды для реализации совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых детей.

2.Создать единое здоровьесберегающее пространство, обеспечивающего развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных способностей, удовлетворение ее потребностей и возможностей.

3.Совершенствовать содержание и качество образования в условиях инклюзивного  образовательного процесса. 4.Обеспечить комплексное психолого-педагогического сопровождение.

5.Эффективно использовать инклюзивную воспитательную (воспитывающую) среду.

6.Совершенствовать профессиональные компетентности педагогических работников.

10

Предполагаемый   результат работы инновационной площадки

В школе:

- наравне с основными образовательными программами реализуются 3 и более групп образовательных программ;

- образовательная среда соответствует потребностям различных категорий учащихся;

- существует система повышения профессиональных компетенций педагогических работников;

- для детей с разными индивидуальными образовательными потребностями обеспечено комплексное психолого-педагогическое сопровождение;

- организовано межведомственное и сетевое взаимодействие по проблеме обучения, воспитания и развития детей с индивидуальными образовательными потребностями;

- модель инклюзивного образования функционирует;

- содержание образования индивидуализировано.

11

Научный руководитель или куратор муниципальной площадки

Директор МОУ «ИМЦ» Прялочникова Светлана Александровна, заслуженный учитель Российской Федерации