Инновационная деятельность
Инновации в школе носят системный характер – затрагивают почти все компоненты образовательного процесса. Конечно, прежде всего, это инновационная деятельность педагогического коллектива по обеспечению инклюзивного образования.
Приказ Управления образования администрации Гаврилов-Ямского муниципального района № 369 от 03.09.2021 О присвоении статуса муниципальной инновационной площадки открыть
Паспорт муниципальной инновационной площадки
№ п/п |
Название структурного элемента |
Краткое содержание |
1 |
База площадки |
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа № 2 имени Д.В.Крылова», 152240, Российская Федерация, Ярославская область, г. Гаврилов-Ям, ул. Калинина, д.4. Директор школы Акимова Татьяна Леонидовна |
2 |
Актуальность создания площадки |
Образовательный процесс в инклюзивной школе аккумулируется в понятии «инклюзивная образовательная среда». Создание непрерывной инклюзивной среды является одним из приоритетов модернизации системы образования. Актуальность создания площадки определяется, с одной стороны, практической значимостью для системы образования проблемы инклюзивного образования (каждая школа должна быть готова, в случае необходимости, стать инклюзивной), а с другой стороны, необходимостью создания особых гибких образовательных условий, направленных на развитие личности ребенка и признающих его уникальность, неповторимость и право на качественное образование. |
3 |
Проблема |
В настоящее время в России модель инклюзивного образования в определенной степени остается в статусе инновационной модели, поскольку далеко не все общеобразовательные школы могут представить системный опыт реализации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с детьми, не имеющими таковых ограничений. Вместе с тем, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ставит перед школой новые задачи, которые касаются, прежде всего, создания в общеобразовательной школе условий, соответствующих особым образовательным потребностям различных категорий детей с нарушениями в развитии. Сегодня отношение к детям с особыми образовательными потребностями существенно изменилось: практически все согласны с тем, что образование должно быть доступно для всех абсолютно детей. Но основной вопрос состоит в том, что и как необходимо сделать, чтобы были бы реализованы в полной мере потребности в образовании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, чтобы такой ребенок получил существенный социальный опыт и чтобы участие этого ребенка в образовательном процессе не повлияло бы на снижение общего уровня образования других детей. Необходимо отметить, что с процессом включения детей с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательные школы связано много сложностей, которые для многих учебных заведений на данный момент являются непреодолимыми. И, конечно, недостаток материальных ресурсов не является основным и единственным барьером на пути развития образовательной инклюзии. В первую очередь, необходимо постепенно и целенаправленно менять культуру, политику и практику работы школы. Все это преобразует систему работы школы в целом. |
4 |
Тема |
Создание инклюзивной образовательной среды в общеобразовательной школе в современных условиях |
5 |
Цель |
Создание условий для обеспечения доступного качественного вариативного образования каждому учащемуся в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями и возможностями, социальное развитие и сохранение здоровья учащихся школы, реализующей практику инклюзивного образования. |
6 |
Объект исследования |
Инклюзивная образовательная среда в общеобразовательной школе |
7 |
Предмет исследования |
Условия, соответствующие особым образовательным потребностям каждого ребенка, обучающегося в инклюзивной школе |
8 |
Гипотеза исследования |
Создание и эффективное использование инклюзивной образовательной среды в общеобразовательной школе позволит решить задачи совместного обучения различных категорий учащихся в общеобразовательной школе посредством обеспечения динамического соответствия условий среды индивидуальным возможностям и образовательным потребностям каждого обучающегося. |
9 |
Задачи исследования |
1.Определить критерии готовности образовательных учреждений к проектированию эффективной и безопасной инклюзивной образовательной среды для реализации совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых детей. 2.Создать единое здоровьесберегающее пространство, обеспечивающего развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных способностей, удовлетворение ее потребностей и возможностей. 3.Совершенствовать содержание и качество образования в условиях инклюзивного образовательного процесса. 4.Обеспечить комплексное психолого-педагогического сопровождение. 5.Эффективно использовать инклюзивную воспитательную (воспитывающую) среду. 6.Совершенствовать профессиональные компетентности педагогических работников. |
10 |
Предполагаемый результат работы инновационной площадки |
В школе: - наравне с основными образовательными программами реализуются 3 и более групп образовательных программ; - образовательная среда соответствует потребностям различных категорий учащихся; - существует система повышения профессиональных компетенций педагогических работников; - для детей с разными индивидуальными образовательными потребностями обеспечено комплексное психолого-педагогическое сопровождение; - организовано межведомственное и сетевое взаимодействие по проблеме обучения, воспитания и развития детей с индивидуальными образовательными потребностями; - модель инклюзивного образования функционирует; - содержание образования индивидуализировано. |
11 |
Научный руководитель или куратор муниципальной площадки |
Директор МОУ «ИМЦ» Прялочникова Светлана Александровна, заслуженный учитель Российской Федерации |