Страница обновлена 17.09.2021

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Страница обновлена 17.09.2021
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Организация работы по формированию экологической культуры у учащихся

Система экологического образования МОБУ СШ № 2   открыть

На данном этапе Земля подходит к порогу критического экологического состояния, быстро теряется способность к самовосстановлению. Сейчас – дети и подростки, завтра – взрослые, отвечающие за планету, ее благополучие. Ведущую роль в воспитании детей играет школа, которая организует процесс формирования экологической культуры, включающий в себя учебную и внеучебную работу.

Цель – создание условий для формирования ответственного отношения к окружающей среде и воспитания экологической культуры учащихся.

Задачи экологического воспитания:

  • повысить интерес учащихся к экологии как науке через урочную и внеурочную деятельность;

  • привлечь внимания к состоянию природы родного края, участвуя в исследовательских проектах краеведческой направленности;

  • воспитать чувства ответственности за сохранение её богатств перед будущими поколениями.

В своей работе мы придерживаемся следующих принципов:

  • Принцип единства – все мы являемся частью природы.

  • Принцип смирения – мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие. Все живые существа имеют свою значимость.

  • Принцип уважения к природе – каждое живое существо имеет право на жизнь.

  • Принцип сотрудничества – наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в её завоевании.

  • Принцип любви и заботы – лучшее в жизни – не материальное.

  • Принцип охраны природы – не достойно человека быть причиной преждевременного исчезновения каких-либо видов, существующих в природе.

  • Принцип «Чти свои корни» – Земля без нас сможет существовать, а мы без неё нет.

  • Принцип «Непосредственный опыт – Лучший учитель» – чтобы любить и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание.

  • Принцип «Люби свой край» – изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней, ступайте по Земле с осторожностью.

Экологическая работа школы включает в себя внеклассные мероприятия, внеурочную деятельность, факультативы и курсы по выбору. План работы отражает мероприятия для классных коллективов, с учетом возрастных особенностей. В соответствии плану образовательного учреждения по формированию экологической культуры составляются планы (открыть) экологических месячников, декад, работы экологического отряда. Экологический отряд «Эко-друг»- наше школьное объединение. Вот одно из решений проблем экологии! Отряд создан по инициативе учащихся 5-6 классов в 2010 году. С 2011 года отряд имеет свою символику и девиз: «Не всё малое является незначительным». С 2016 года многие члены экоотряда стали участниками РДШ (открыть), и деятельность школы по экологии вышла на Всероссийский уровень, их работа также отображена в плане работы школы по экологическому воспитанию.

Урок является одной из главных форм процесса экологического воспитания с 1 по 11 класс. Через уроки педагогический коллектив формирует у учащихся экологическое мышление, их ответственность за поступки, чистоту мыслей, развивает экологически грамотную личность

Совместные работы объединяют коллектив в разных мероприятиях, в зависимости от цели и задач ведущая роль может переходить от одной группы к другой.

Процесс экологического образования, формирование экологической культуры может быть успешным, если он осуществляется непрерывно. В нашей школе хорошо просматривается взаимосвязь и преемственность уровней образования (открыть). Практически всегда в одном мероприятии участвуют ученики из разных классов или разновозрастные группы. При этом непременным условием является сочетание теоретической подготовки с активной практической деятельностью в области охраны окружающей среды.

В начальной школе (открыть) (1-4 классы) закладываются основы экологического сознания, ценностных и поведенческих норм через воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.

В основной школе (5-9 классы) расширяются формы и методы экологического образования и воспитания с учётом возрастных особенностей. Учащиеся вовлекаются в практическую деятельность, направленную не только на изучение окружающей среды, но и на посильное участие в её улучшении.

В средней школе (10-11 классы)  школьники через призму полученных знаний в младшей и средней ступени приходят к осознанию экологических проблем глобального уровня. Участие в разработках экологических проектов по сохранению экологической среды, их защита и реализация позволяют выходить на более высокий уровень осознания возможности личного влияния на среду обитания человека, общества.

Традиционно в школе проводятся

  • месячники по предметам, где обязательно затрагиваются актуальные экологические проблемы;

  • экологические недели, когда организованно благоустраивается школьная территория;

  • выставки цветов, изделий из природного материала;

  • экологических субботников;

  • экологических олимпиад;

  • экологических праздников, уроков и акций («День Земли» (открыть) «День птиц»  (открыть), «День воды»  (открыть)).

Положительно на экологическое воспитание школьников влияют, включение в программы учебных предметов вопросы экологии и внеурочная деятельность  (открыть).

Активно проводится просветительская деятельность: выпуск экологических газет, листовок, статей и брошюр. Ребята регулярно участвуют в конкурсах и мероприятиях разного уровня с различными исследовательскими проектами  (открыть).

Помимо мероприятий, ставших традиционными, мы участвуем в муниципальных экологических конкурсах, акциях, проектах, конференциях  (открыть), ярмарках.

Ежегодно учащиеся школы участвуют в экологических олимпиадах, фестивалях, конкурсах исследовательских проектов по экологии.

Родители – активные участники всех мероприятиях экологической направленности.

За последние три года мы становились участниками и победителями:

Например, ученицы 10 класса – победители открытого всероссийского конкурса «Эколидер», проводимого в рамках акции «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе».

В 2017 году, посвященному Году Экологии, мы участвовали во Всероссийском конкурсе экологических отрядов «На старт, эко-отряд РДШ», где заняли 2 место.

Ребята участвовали в районном конкурсе презентаций и слайд-фильмов: «А знаете ли вы?…» и заняли 2 место. Конкурс проходил в рамках I районного экологического фестиваля: «Особо охраняемые природные территории».

Четверо учащихся нашей школы представляли ее на X районной экологической конференции «У природы есть друзья»

Учащиеся школы с проектом «Утки – экологическая помощь или проблема» выступили на IX экологической конференции школьников «Эта земля твоя и моя».

Экологический отряд принимал активное участие во всех районных экологических конференциях.

Каждый год учащиеся нашей школы участвуют в конкурсах исследовательских проектов по экологии.

Экологические субботники, проводимые всем коллективом школы – залог чистоты и порядка школьного двора и прилегающей территории, детской площадки.

Учащиеся принимают активное участие в работе по озеленению и уборке закрепленных за школой территорий и экологических субботниках. Традиционными стали экологические субботники  (открыть) по уборке стадиона «Труд», сквера около Советской площади.

Работа в данном направлении ведется систематически и дает положительные результаты.