Страница обновлена 30.09.2021

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Страница обновлена 30.09.2021
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Аннотация к  рабочей программе  по учебному предмету  родной язык (русский) 9  класс

1. Место учебного предмета в учебном плане.

Программа по русскому языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Предметная область “Родной язык и роднаялитература”.

Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» разработана на основе следующих нормативно-методических материалов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования(Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»1(Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644).

2. Примерная программа по учебному предмету  «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 31 января 2018 года № 2/18).

3. Александрова О. М. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5–9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций  / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020

Программа ориентирована на использование учебного пособия «Русский родной язык. 9 класс»: учебное пособие для общеобразоват. организаций / О.М. Александрова и др. – М.:Просвещение, 2018 (издательство «Просвещение» входит в перечень издательств, чьи пособиядопущены к использованию в образовательном процессе (Приказ Министерства образования инауки РФ от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпускучебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющихгосударственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,среднего общего образования)). Недельная нагрузка – 0,5 часа.
2. Цели и задачи изучения учебного предмета

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основнойобразовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка врамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языкав разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели: воспитание гражданина и патриота; формирование представленияо русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формированиепознавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскомуязыку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности кречевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различныхсферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете; совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать стекстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

3. Структура курса.

Раздел 1. Язык и культура.

Раздел 2. Культура речи.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.

4. Основные образовательные технологии.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система, фронтальный опрос, парная, групповая и индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, уроки – практикумы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений, сюжетно-ролевые игры, игровые практикумы.

Технологии: развивающего обучения, дифференцированного обучения, информационно-коммуникативные,   здоровьесбережения,    системно- деятельностный подход, технология групповой работы, технология проблемного обучения, игровые технологии.

5. Требования к результатам освоения программы.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)»:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения иписьма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуацияхформального и неформального межличностного и межкультурного общения, использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное,критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных,художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловыхтипов речи; пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистическихтекстов различных функционально-смысловых типов речи; владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях; анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки;уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения; анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма;создавать деловые письма;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческихспособностей личности в процессе образования и самообразования; создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка; строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов,рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебнонаучной дискуссии;; приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяетлучше узнать историю и культуру страны; уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактномобщении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;; уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантномобщении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершениедиалога и др.;

4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи егоуровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматическихкатегорий родного языка; приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества; объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений; понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке; комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературногоязыка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализасловосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанноготекста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразованияинформации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы дляпредставления информации; анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк);

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объемаиспользуемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств народном языке адекватно ситуации и стилю общения; понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национальнокультурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхожденияфразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуацияхречевого общения; правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения всовременных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснятьпроисхождение названий русских городов (в рамках изученного); регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения оназначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи:толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словарипословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологическиесловари; словари синонимов, антонимов;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка,основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта ихиспользования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление кречевому самосовершенствованию; выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения висторических текстах; приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительностирусского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых ихудожественных метафор; распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного); понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурнымкомпонентом, правильно употреблять их в речи;  понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействиянациональных культур; понимать особенности освоения иноязычной лексики; определять значения лексических заимствований последних десятилетий;характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске;целесообразно употреблять иноязычные слова; характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения; характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских инеславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамкахизученного);

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языкадля культурного человека осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах именсуществительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного) различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической норм; употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы; понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка; правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного); опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма; различать слова с различной стилистической окраской; употреблять именасуществительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических нормсовременного русского языка; анализировать и различать типичные речевые ошибки; редактировать текст с целью исправления речевых ошибок; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; объяснять управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употреблениепредлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по сколичественными числительными в словосочетаниях с распределительнымзначением; построение простых предложений с причастными и деепричастнымиоборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов; распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактироватьпредложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок; анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературногоязыка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствияосновным нормам современного литературного языка; редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм,в частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетнуювербальную и невербальную манеру общения; использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивыеформулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русскогоречевого этикета; соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения; использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающиепротивостоять речевой агрессии; понимать активные процессы в современном русском речевом этикете; использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определениялексического значения слова и особенностей его употребления; использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографическиесловари для определения нормативных вариантов произношения и правописания; использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнениязначения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а такжев процессе редактирования текста; использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормыформообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения;опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации дляопределения нормативного написания слов и постановки знаков препинания вписьменной речи.

6. Общая трудоёмкость курса.

9 класс- 17 часов в год.

7.  Формы оценивания.

Промежуточная аттестация – интегрированный зачёт

8.  Составитель программы: Александрова О. М. 

 

назад