Страница обновлена 06.10.2021

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Страница обновлена 06.10.2021
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Аннотация  к рабочей программе по учебному предмету  обществознание 10-11 классы

 

Нормативно-методические материалы

  1. ФГОС ООО. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
  2. Примерные основные образовательные программы основного и среднего общего образования, включенные в реестр примерных основных образовательных программ;
  3.  Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования от 17 мая 2012 г.№ 413.

Реализуемый УМК

  • Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень/ под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М.В. Телюкиной – М.: Просвещение, 2018.
  • Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н.,Лазебниковой А.Ю., Литвинова В.А. Обществознание. 11 кл. М., Просвещение.2019

Цели и задачи изучения предмета

   Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования обеспечивает преемственность по отношению к содержанию учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования путем углубленного изучения ранее изученных объектов, раскрытия ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне, введения нового содержания, расширения понятийного аппарата, что позволит овладеть относительно завершенной системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном мире.

Задачами реализации примерной программы учебного предмета «Обществознания» на уровне среднего общего образования являются:

    • формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
    • формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
    • овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
    • овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
    • формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
    • формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
    • овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;
    • формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Срок реализации программы

2 года

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации  предусматривает обязательное изучение  обществознания  на этапе среднего общего образования в объеме 10 класс – 68 часов, 11 класс – 66 часов. Итого 134 часов

Результаты освоения учебного предмета (требования к выпускнику)

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного, дифференцированного, проблемного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:

  • формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
  • осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • готовность к служению Отечеству, его защите;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а так же раз личных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
  • совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; формирование эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты изучения обществознания выражаются в следующих качествах:

регулятивные:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательные:

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

коммуникативные:

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и не знания, новых познавательных задач и средств их достижения.
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • планирования и регуляции своей деятельности;
  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметными результатами освоения на базовом уровне выпускниками полной средней школы содержания программы по обществознанию являются:

  • понимание общества как целостной развивающейся системы в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов, осознание основных проблем, тенденций и возможных перспектив общественного развития;
  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
  • владение основными обществоведческими понятиями и терминами как познавательными средствами окружающей социальной действительности;
  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
  • опыт использования получаемых знаний и умений для принятия обоснованных и социально одобряемых решений в условиях реально складывающихся жизненных альтернатив, связанных с выполнением типичных социальных ролей (гражданин, член семьи, работник, собственник, потребитель);
  • сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития;
  • умение извлекать социальную информацию из различных неадаптированных источников, анализировать её, соотносить со знаниями, полученными при изучении курса, интегрировать все имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс;
  • социальная самоидентификация личности обучающегося как гражданина России, наследника традиций и достижений своего народа, современника и в ближайшем будущем активного участника процессов модернизации различных сторон общественной жизни;
  • мотивация к самостоятельному изучению общественных дисциплин, развитие интереса к их проблематике;
  • умение ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты суждения и оценки, их связь с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
  • уважение ценностей иных культур, конфессий и мировоззрений, осознание глобальных проблем современности, своей роли в их решении.


 

Общество как способ объединения и взаимодействия людей

Учащийся  научится:

  • раскрывать, опираясь на примеры, смысл понятия «общество»;
  • устанавливать и конкретизировать примерами взаимосвязь человека и его естественной среды обитания;
  • описывать общество как целостную социальную систему, сферы жизни общества и социальные институты;
  • объяснять роль социальных институтов в жизни общества;
  • различать исторические типы обществ по их признакам, объяснять причины перехода от одного типа общества к другому;
  • раскрывать смысл понятий «общественный прогресс» и «общественный регресс», конкретизировать их примерами;
  • иллюстрировать фактами социальной жизни теоретические положения о многообразии путей и форм общественного развития, о критериях и противоречивости общественного прогресса;
  • характеризовать сущность и оценивать последствия глобализации;
  • обосновывать необходимость коллективных усилий для решения глобальных проблем современности;
  • различать в социальной информации о современном обществе факты, оценочные утверждения, гипотетические суждения.

Учащийся получит возможность научиться:

  • конкретизировать примерами факты социальной жизни, функции общества и его подсистем, взаимосвязь подсистем общества;
  • оценивать возможности и риски современного общества;
  • выявлять причинно-следственные связи в динамике социальных изменений;
  • характеризовать факторы процесса глобализации в современном мире;
  • прогнозировать последствия влияния глобализации на различные сферы жизни общества;
  • анализировать социальные причины и моделировать последствия экономического кризиса;
  • описывать и иллюстрировать с помощью материалов средств массовой информации (СМИ) тенденции и перспективы общественного развития.

Социальная и деятельностная сущность человека

Учащийся научится:

  • объяснять специфику социального в человеке;
  • описывать и конкретизировать факторы социализации, типы мировоззрения;
  • характеризовать и классифицировать потребности человека, иллюстрировать проявления потребностей, связи потребностей и деятельности;
  • раскрывать с помощью примеров структуру, мотивы и конкретные виды деятельности;
  • моделировать практические ситуации, связанные с различными мотивами и видами деятельности людей;
  • находить и извлекать информацию о деятельности людей из различных неадаптированных источников;
  • исследовать практические ситуации, связанные с познанием человеком природы, общества и самого себя;
  • сравнивать формы познания, виды человеческих знаний, критерии истины, процессы познания природы и общества;
  • выполнять познавательные и практические задания, основанные на ситуациях, связанных с социальной и деятельностной сущностью человека.

Учащийся  получит возможность научиться:

  • характеризовать сознание человека, его структуру;
  • раскрывать на примерах уникальность человека как индивидуальности;
  • выделять основания различных классификаций видов деятельности;
  • выражать и аргументировать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и человека;
  • описывать методы научного познания;
  • оценивать, обращаясь к примерам, возможности индивидуальной самореализации;
  • исследовать практические ситуации, связные с адекватной и неадекватной самооценкой;
  • объяснять роль мировоззрения в жизни человека;
  • показывать на конкретных примерах взаимосвязь свободы и ответственности как необходимых условий жизнедеятельности человека.

Право на защиту человека и гражданина

Учащийся научится:

  • называть причины возникновения права;
  • владеть основными правовыми понятиями и терминами, уметь раскрывать их смысл;
  • приводить примеры, иллюстрирующие понимание содержания правовых понятий;
  • указывать элемент правовой системы, раскрывать взаимосвязь элементов правовой системы;
  • выявлять функциональные, иерархические и другие связи внутри правовой системы;
  • различать нормы обычаев, морали и права, нравственные и правовые нормы, их связь с определённой системой ценностей;
  • анализировать, приводить аргументы, делать выводы при работе с различными источниками правовой информации;
  • называть источники права;
  • различать нормативно-правовые акты по их юридической силе в системе источников права;
  • характеризовать Конституцию РФ как основной закон прямого действия, иллюстрировать примерами указанные признаки Конституции РФ;
  • называть конституционные права и обязанности граждан, раскрывать взаимосвязь прав и обязанностей;
  • анализировать конкретные жизненные ситуации и с опорой на полученные правовые знания определять вид правоотношения и отрасль права, регулирующую возникшие правоотношения;
  • перечислять правоохранительные органы в российской правовой системе;
  • указывать виды деятельности, входящие в сферу компетенции права;
  • раскрывать значение права для современного социума и становления демократического правового государства.

Учащийся получит возможность научиться:

  • характеризовать право как целостную систему, как достижение культуры и его значение для становления и развития цивилизации;
  • осознавать ценности Конституции РФ как основного закона страны;
  • признавать ценность прав человека и гражданина и необходимость их уважения;
  • ориентироваться в различных, в том числе и неадаптированных, источниках права и находить необходимую правовую информацию;
  • выбирать адекватные возникшей правовой ситуации способы правомерного поведения;
  • формулировать нравственные и правовые суждения и оценки, обосновывать их связь с определённой системой ценностей, аргументировать собственную позицию;
  • уметь соотносить свои действия с возможными правовыми последствиями;
  • использовать правовые нормы как средство защиты своих прав и прав людей, нуждающихся в правовой защите;
  • понимать взаимосвязь прав и обязанностей, необходимость соблюдения юридических обязанностей.

Мир культуры и духовное развитие личности

Учащийся  научится:

  • раскрывать, опираясь на примеры, широкий смысл понятия «культура», связь духовной и материальной культуры;
  • объяснять значение понятия «диалог культур»;
  • показывать на примерах историческое и этническое многообразие культур, появления народной, массовой, элитарной и экранной культур в обществе;
  • иллюстрировать проявления патриотизма фактами социальной жизни;
  • распознавать формы культуры, сопоставлять их функции и признаки;
  • выявлять специфику образования, науки, искусства, морали и религии как форм культуры; определять их место и значение в жизни общества и духовном развитии личности;
  • давать моральную оценку конкретным поступкам людей и их отношениям;
  • характеризовать и конкретизировать примерами СМИ и их функции; оценивать значение информации в современном мире; сравнивать информационные возможности Интернета и традиционных СМИ.

Учащийся получит возможность научиться:

  • объяснять причины и значение исторического и этнического многообразия культур;
  • анализировать с позиций толерантности информацию из различных источников по вопросу диалога культур;
  • определять и конкретизировать примерами факты социальной жизни и функции различных форм культуры;
  • раскрывать смысл понятий «ценности» и «идеалы», конкретизировать их примерами социальных ценностей;
  • характеризовать сущность гуманизма;
  • показывать значение свободы совести для развития человека и общества;
  • аргументировать необходимость нравственного поведения и собственного морального выбора;
  • оценивать влияние СМИ на социальную активность личности; выявлять признаки манипулирования сознанием, определять возможные способы противодействия;
  • выражать собственное отношение к роли самообразования и духовного развития в жизни человека;
  • находить формы и способы конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями культурными ценностями.

Используемые технологии

ИКТ. РКМЧП

Формы контроля

Тестовые работы

 

назад