Результаты освоения учебного предмета (требования к выпускнику)
|
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного, дифференцированного, проблемного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
- формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а так же раз личных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; формирование эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты изучения обществознания выражаются в следующих качествах:
регулятивные:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные:
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
коммуникативные:
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и не знания, новых познавательных задач и средств их достижения.
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- планирования и регуляции своей деятельности;
- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметными результатами освоения на базовом уровне выпускниками полной средней школы содержания программы по обществознанию являются:
- понимание общества как целостной развивающейся системы в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов, осознание основных проблем, тенденций и возможных перспектив общественного развития;
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- владение основными обществоведческими понятиями и терминами как познавательными средствами окружающей социальной действительности;
- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- опыт использования получаемых знаний и умений для принятия обоснованных и социально одобряемых решений в условиях реально складывающихся жизненных альтернатив, связанных с выполнением типичных социальных ролей (гражданин, член семьи, работник, собственник, потребитель);
- сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития;
- умение извлекать социальную информацию из различных неадаптированных источников, анализировать её, соотносить со знаниями, полученными при изучении курса, интегрировать все имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс;
- социальная самоидентификация личности обучающегося как гражданина России, наследника традиций и достижений своего народа, современника и в ближайшем будущем активного участника процессов модернизации различных сторон общественной жизни;
- мотивация к самостоятельному изучению общественных дисциплин, развитие интереса к их проблематике;
- умение ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты суждения и оценки, их связь с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
- уважение ценностей иных культур, конфессий и мировоззрений, осознание глобальных проблем современности, своей роли в их решении.
Общество как способ объединения и взаимодействия людей
Учащийся научится:
- раскрывать, опираясь на примеры, смысл понятия «общество»;
- устанавливать и конкретизировать примерами взаимосвязь человека и его естественной среды обитания;
- описывать общество как целостную социальную систему, сферы жизни общества и социальные институты;
- объяснять роль социальных институтов в жизни общества;
- различать исторические типы обществ по их признакам, объяснять причины перехода от одного типа общества к другому;
- раскрывать смысл понятий «общественный прогресс» и «общественный регресс», конкретизировать их примерами;
- иллюстрировать фактами социальной жизни теоретические положения о многообразии путей и форм общественного развития, о критериях и противоречивости общественного прогресса;
- характеризовать сущность и оценивать последствия глобализации;
- обосновывать необходимость коллективных усилий для решения глобальных проблем современности;
- различать в социальной информации о современном обществе факты, оценочные утверждения, гипотетические суждения.
Учащийся получит возможность научиться:
- конкретизировать примерами факты социальной жизни, функции общества и его подсистем, взаимосвязь подсистем общества;
- оценивать возможности и риски современного общества;
- выявлять причинно-следственные связи в динамике социальных изменений;
- характеризовать факторы процесса глобализации в современном мире;
- прогнозировать последствия влияния глобализации на различные сферы жизни общества;
- анализировать социальные причины и моделировать последствия экономического кризиса;
- описывать и иллюстрировать с помощью материалов средств массовой информации (СМИ) тенденции и перспективы общественного развития.
Социальная и деятельностная сущность человека
Учащийся научится:
- объяснять специфику социального в человеке;
- описывать и конкретизировать факторы социализации, типы мировоззрения;
- характеризовать и классифицировать потребности человека, иллюстрировать проявления потребностей, связи потребностей и деятельности;
- раскрывать с помощью примеров структуру, мотивы и конкретные виды деятельности;
- моделировать практические ситуации, связанные с различными мотивами и видами деятельности людей;
- находить и извлекать информацию о деятельности людей из различных неадаптированных источников;
- исследовать практические ситуации, связанные с познанием человеком природы, общества и самого себя;
- сравнивать формы познания, виды человеческих знаний, критерии истины, процессы познания природы и общества;
- выполнять познавательные и практические задания, основанные на ситуациях, связанных с социальной и деятельностной сущностью человека.
Учащийся получит возможность научиться:
- характеризовать сознание человека, его структуру;
- раскрывать на примерах уникальность человека как индивидуальности;
- выделять основания различных классификаций видов деятельности;
- выражать и аргументировать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и человека;
- описывать методы научного познания;
- оценивать, обращаясь к примерам, возможности индивидуальной самореализации;
- исследовать практические ситуации, связные с адекватной и неадекватной самооценкой;
- объяснять роль мировоззрения в жизни человека;
- показывать на конкретных примерах взаимосвязь свободы и ответственности как необходимых условий жизнедеятельности человека.
Право на защиту человека и гражданина
Учащийся научится:
- называть причины возникновения права;
- владеть основными правовыми понятиями и терминами, уметь раскрывать их смысл;
- приводить примеры, иллюстрирующие понимание содержания правовых понятий;
- указывать элемент правовой системы, раскрывать взаимосвязь элементов правовой системы;
- выявлять функциональные, иерархические и другие связи внутри правовой системы;
- различать нормы обычаев, морали и права, нравственные и правовые нормы, их связь с определённой системой ценностей;
- анализировать, приводить аргументы, делать выводы при работе с различными источниками правовой информации;
- называть источники права;
- различать нормативно-правовые акты по их юридической силе в системе источников права;
- характеризовать Конституцию РФ как основной закон прямого действия, иллюстрировать примерами указанные признаки Конституции РФ;
- называть конституционные права и обязанности граждан, раскрывать взаимосвязь прав и обязанностей;
- анализировать конкретные жизненные ситуации и с опорой на полученные правовые знания определять вид правоотношения и отрасль права, регулирующую возникшие правоотношения;
- перечислять правоохранительные органы в российской правовой системе;
- указывать виды деятельности, входящие в сферу компетенции права;
- раскрывать значение права для современного социума и становления демократического правового государства.
Учащийся получит возможность научиться:
- характеризовать право как целостную систему, как достижение культуры и его значение для становления и развития цивилизации;
- осознавать ценности Конституции РФ как основного закона страны;
- признавать ценность прав человека и гражданина и необходимость их уважения;
- ориентироваться в различных, в том числе и неадаптированных, источниках права и находить необходимую правовую информацию;
- выбирать адекватные возникшей правовой ситуации способы правомерного поведения;
- формулировать нравственные и правовые суждения и оценки, обосновывать их связь с определённой системой ценностей, аргументировать собственную позицию;
- уметь соотносить свои действия с возможными правовыми последствиями;
- использовать правовые нормы как средство защиты своих прав и прав людей, нуждающихся в правовой защите;
- понимать взаимосвязь прав и обязанностей, необходимость соблюдения юридических обязанностей.
Мир культуры и духовное развитие личности
Учащийся научится:
- раскрывать, опираясь на примеры, широкий смысл понятия «культура», связь духовной и материальной культуры;
- объяснять значение понятия «диалог культур»;
- показывать на примерах историческое и этническое многообразие культур, появления народной, массовой, элитарной и экранной культур в обществе;
- иллюстрировать проявления патриотизма фактами социальной жизни;
- распознавать формы культуры, сопоставлять их функции и признаки;
- выявлять специфику образования, науки, искусства, морали и религии как форм культуры; определять их место и значение в жизни общества и духовном развитии личности;
- давать моральную оценку конкретным поступкам людей и их отношениям;
- характеризовать и конкретизировать примерами СМИ и их функции; оценивать значение информации в современном мире; сравнивать информационные возможности Интернета и традиционных СМИ.
Учащийся получит возможность научиться:
- объяснять причины и значение исторического и этнического многообразия культур;
- анализировать с позиций толерантности информацию из различных источников по вопросу диалога культур;
- определять и конкретизировать примерами факты социальной жизни и функции различных форм культуры;
- раскрывать смысл понятий «ценности» и «идеалы», конкретизировать их примерами социальных ценностей;
- характеризовать сущность гуманизма;
- показывать значение свободы совести для развития человека и общества;
- аргументировать необходимость нравственного поведения и собственного морального выбора;
- оценивать влияние СМИ на социальную активность личности; выявлять признаки манипулирования сознанием, определять возможные способы противодействия;
- выражать собственное отношение к роли самообразования и духовного развития в жизни человека;
- находить формы и способы конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями культурными ценностями.
|