Аннотация к рабочей программе по учебному предмету литература 10-11 классы
- Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы
Учебный предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным компонентом базисного учебного плана, включается в учебный план всех профилей, изучается на ступени среднего общего образования в качестве обязательного предмета в 10-11 классах.
Программа предусматривает следующий объем недельной учебной нагрузки:
10 класс-3 ч.
11 класс-3 ч.
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» разработана на основе следующих нормативно-методических документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями на 29 июня 2017 года).
- Примерной программой среднего общего образования (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
- Программой курса «Литература». 10–11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018.
- Цель.
Цель учебного предмета "Литература": формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.
Стратегическая цель предмета в 10 – 11-х классах – завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.
3. Структура курса.
Русская литература 19 века, зарубежная литература -10 класс.
Русская литература 20 века, современная литература, зарубежная литература -11 класс.
- Основные образовательные технологии.
В программе реализован коммуникативно–деятельностный подход, предполагающий предъявление материала в деятельностной форме с элементами личностно-ориентированного обучения. В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности: урок (вводный, урок закрепления знаний, обобщающий урок, урок-практикум), урок-лекция, урок-беседа, урок – дискуссия, семинар, урок-исследование, урок-зачет, урок развития речи, комбинированный урок, интегрированный урок.
Традиционные методы обучения:
1) словесные методы: лекция, беседа, работа с учебником
2) наглядные методы: работа с наглядными пособиями, таблицами, схемами, презентациями, материалами учителя.
3) практические методы: устные, письменные упражнения, проектная деятельность.
По освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий используются следующие виды деятельности:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Для реализации программы учителем могут быть использованы различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный и др. Активные методы обучения: проблемные ситуации и вопросы, обучение через самостоятельную деятельность, групповая и парная работа, творческая работа, дискуссия, метод проектов, метод эвристических вопросов, метод исследовательского изучения. Предусмотрено и использование современных педагогических технологий, таких как развитие критического мышления через чтение и письмо, проектное обучение, развивающее обучение, ИКТ в преподавании литературы.
5. Требования к результатам освоения программы.
Планируемые предметные результаты.
В результате изучения учебного предмета "Литература" на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
- анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
- осуществлять следующую продуктивную деятельность:
- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
- выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.п.);
- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
- о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
- об историко-культурном подходе в литературоведении;
- об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших "вечными образами" или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
– о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
6 . Общая трудоёмкость курса.
Общее количество часов 10-11 классы: 201 часа.
Количество часов для реализации программы
Часов по программе –
10 класс – 102 часа за год, 3 часа в неделю,
11 класс – 99 часов за год, 3 часа в неделю.
7. Формы оценивания.
Оценка качества освоения программы включает текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.
Виды и формы промежуточной аттестации:
- контрольное изложение;
- контрольное сочинение.
8. Составители программы: Ботыгина М.А., Новикова И.А., Родионова С.А.