Страница обновлена 06.10.2021

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Страница обновлена 06.10.2021
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Аннотация к программе по учебному предмету история 10-11 классы

Нормативно-методические материалы

  • ФГОС ООО. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
  • Примерные основные образовательные программы основного и среднего общего образования, включенные в реестр примерных основных образовательных программ;
  •  Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования от 17 мая 2012 г.№ 413.

Реализуемый УМК

  •  Всеобщая история. Новейшая история. Учебник. 9 класс. О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа, Москва, Просвещение, 2019.
  •  История России, 10 класс.. АрсентьевН.М., ДаниловиА.А./под редакцией Торкунова А.В. втрех частях, Москва, Просвещение, 2019.
  • История России до 1914 г. Повторительно-обобщающий курс (базовый и углубленный уровни)

    Кириллов В. В., Бравина М. А. «Русское слово» 2019.

Цели и задачи изучения предмета

  • В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС СОО, главной целью школьного исторического образования является формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
  • Основными задачами реализации примерной программы учебного предмета «История» (базовый уровень) в старшей школе являются:
  •             формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
  •             овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
  •             формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
  •             овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
  •             формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

            Задачами реализации примерной образовательной программы учебного предмета «История» (углубленный уровень) являются:

  •             формирование знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений об историографии;
  •             овладение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в мировой истории;
  •             овладение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
  •             формирование умений оценивать различные исторические версии.

В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории Российского исторического общества базовыми принципами школьного исторического образования являются: идея преемственности исторических периодов, в т. ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;

  •             рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
  •             ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
  •             воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
  •             общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в Новейшей истории.
  •             познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
  •             формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
  •             Методологическая основа преподавания курса истории в школе базируется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
  •             принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
  •             многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
  •             многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
  •             исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
  • историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

Срок реализации

2 года

Место учебного предмета в учебном плане

В 10 классе изучается История России в хронологических рамках 1914–2012 гг.; в 11 классе  будет изучаться повторительно – обобщающий курс «История России до 1914 года».

Программа составлена из расчета 68 часов (10 класс) и 66 часов (11 класс) на изучение курсов отечественной и всемирной истории. Всего: 134 часов.

Результаты освоения учебного предмета (требования к выпускнику)

Личностные результаты:

•    формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося;

•    усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

•    воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

•    формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

•    формирование представления о территории и границах России, знание основных исторических событий развития государтвенности и общества; знание истории края, его достижений и культурных традиций;

•    формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за свою страну;

•    формирование способности принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

•    воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам

•    уважение к другим народам России и мира и принятие их, формирование межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству;

•    формирование умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

•    развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

•    формирование готовности к выбору профильного образования.

Метапредметные:

•    развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

•    формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане;

•    формирование навыков контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

•    формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

•    формирование умений работать в группе;

•    формирование навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

•    формирование умений действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

•    приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности;

•    создание условий для практического освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

•    формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

•    систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

•    выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

•    усовершенствование умения передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).

•    формирование умения использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.

•    формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

•    формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

•    формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

•    формирование стремления устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

•    формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

•    формирование умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

•    формирование умения распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

•    формирование умения использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

•    формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

•    формирование умения отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

•    формирование умения видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

•    формирование умения преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

•    формирование умения связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;

•    формирование умения подвергать сомнению достоверность имеющейся информации на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

•    формирование умения выявлять противоречивую, конфликтную информацию в работе с одним или несколькими источниками

•    формирование умения давать определения понятиям;

•    формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;

•    формирование умения обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию,

•    формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Предметные:

Выпускник на базовом уровне научится:

•    рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;

•    знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;

•    определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;

•    характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

•    представлять культурное наследие России и других стран;

•    работать с историческими документами;

•    сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;

•    критически анализировать информацию из различных источников;

•    соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;

•    использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;

•    использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;

•    составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;

•    работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;

•    читать легенду исторической карты;

•    владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;

•    демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;

•    оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;

•    ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.

Используемые технологии

ИКТ. РКМЧП

Формы контроля

Тестовые работы

назад