Страница обновлена 08.09.2022

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Страница обновлена 08.09.2022
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Аннотация к рабочей программе по биологии 10-11 классы

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественно-научные предметы».

Рабочая программа по биологии предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы.

Рабочая программа составлена на основе программы среднего общего образования. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень. Авторы И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов. (Биология. 10-11 классы: Рабочие программы. / сост. И.Б. Морзунова, Г.М. Пальдяева. – 3-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2019, которая соответствует ФГОС среднего общего образования.

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для учащихся 10-11 классов рассчитана на 2 часов в неделю, т.е. на 68 часов в 10 классе и 33 часа в 11 классе.  Продолжительность учебного года в соответствии с годовым календарным учебным графиком муниципального образовательного бюджетного учреждения «Средней школы № 2 им. Д.В. Крылова» составляет 34 учебные недели в 10 классе и 33 учебные недели в 11 классе.

Цели и задачи изучения предмета «Биология»

Изучение биологии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение целей:

- освоение знаний о биологических системах, истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке, роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира, методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;

- развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;

- воспитание убеждений в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; 

-  использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для- оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью.

 Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

1. Формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

2. Формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

 3. Приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

4. Воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

5. Создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.

УМК по биологии под ред. И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова полностью соответствует Федеральному  государственному  образовательному стандарту среднего общего образования.

Изучение курса «Биология» на базовом уровне  основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика; медико- генетическое консультирование — эти и другие темы помогут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни.

Используемый УМК:

Биология: Общая биология.10 класс: базовый уровень: учебник/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Дрофа, 2019

Биология: Общая биология.11 класс: базовый уровень: учебник/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Дрофа, 2018

Структура курса

10 класс

Темы

По рабочей программе

Введение

2 часа

Раздел №1. Биология как наука. Методы научного познания.

5

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук

2 часа

Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы позна­ния живой природы

3 часа

практические работы – 1

Раздел №2. Клетка.

21

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория

2 часа

Тема 2.2. Химический состав клетки

8 часов

лабораторные работы – 1

Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клетки

6 часов

лабораторные работы- 3

практические работы – 2

Тема 2.4 Реализация наследственной информации в клетке

2 часа

практические работы – 1

Тема 2.5 Вирусы

3 часа

Раздел №3. Организм

39

Тема 3.1 Организм – единое целое. Многообразие живых организмов

1час

Тема 3.2 Обмен веществ и преобразование энергии

4 часа

Тема 3.3 Размножение

9 часов

Тема 3.4 Индивидуальное развитие организмов

5 часов

Тема 3.5 Наследственность и изменчивость

15 часов

лабораторные работы – 1

практические работы – 3

Тема 3.6 Основы селекции, биотехнология 

5 часов

практические работы -1

Заключение

1 час

Промежуточная аттестация

1 час

Итого

68

лабораторные работы – 5

практические работы – 8

11 класс

Темы

По рабочей программе

Раздел №4.  Вид.

20

Тема 4.1. История развития эволюционных идей

4 часа

Тема 4.2. Современное эволюционное учение

8 часов

лабораторные работы – 3

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле

3 часа

практические работы – 1

Тема 4.4. Происхождение человека

5 часов

практические работы – 2

Раздел №5.  Экосистемы.

12

Тема 5.1. Экологические факторы

3 часа

Тема 5.2. Структура экосистем

4 часа

практические работы – 4

Тема 5.3. Биосфера-глобальная экосистема

2 часа

Тема 5.4. Биосфера и человек

3 часа

практические работы – 2

Итоговая аттестация

1час

Итого

33 часа

лабораторные работы – 3

практические работы – 9

Основные образовательные технологии

В процессе изучения биологии используются следующие технологии: традиционные (лабораторные и практические работы, самостоятельные работы), технологии деятельностного подхода, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, критического мышления, проектного обучения.

Требования к результатам освоения программы.

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

  • понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

  • понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

  • использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

  • формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

  • сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

  • приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

  • распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

  • распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

  • описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

  • объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

  • классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

  • объяснять причины наследственных заболеваний;

  • выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

  • приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

  • оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

  • оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

  • объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

  • объяснять последствия влияния мутагенов;

  • объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

  • характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

  • сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

  • решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

  • решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

  • решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

  • устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

  • оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

Общая трудоемкость курса

2 часа в неделю при изучении предмета в 10 классе и 1 час в неделю при изучении предмета в 11 классе, соответственно 105 часов преподавания в течении двух лет.

Формы оценивания.

Оценка качества освоения программы включает текущую, промежуточную аттестацию (тестовая работа).

Составитель программы: Птицына Татьяна Викторовна – учитель биологии

 

назад