Страница обновлена 06.10.2021

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Страница обновлена 06.10.2021
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Аннотация к рабочим программам по учебному предмету обществознание 6-9 классы 

Нормативно-методические материалы

  • ФГОС ООО. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования;
  • Примерные основные образовательные программы основного и среднего общего образования, включенные в реестр примерных основных образовательных программ
  • Авторская программа по обществознанию Л.Н. Боголюбов, Н.И. Гордецкая, Л.Ф. Иванова и др. («Обществознание»).

Реализуемый УМК

УМК по обществознанию под редакцией Л. Н. Боголюбова полностью соответствует требованиям нового ФГОС и реализует его основные идеи:

  • Обществознание. 6 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2020.
  • Обществознание. 7 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова,Л.Ф.Ивановой и др.:– М.: Просвещение, 2021.
  • Обществознание. 8 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой, : – М.: Просвещение, 2018.
  • Обществознание. 9 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева – М.: Просвещение, 2017

Цели и задачи изучения предмета

Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Сроки реализации

4 года

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение обществознания  на этапе основного общего образования в объеме 136 ч, в том числе: в 6 классе — 34 ч, в 7 классе — 34 ч, в 8 классе — 34 ч, в 9 классе — 33 ч.

Результаты освоения учебного предмета (требования к выпускнику)

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

          Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

1. мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

2.заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

3. ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

        Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются:

1. в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

2. в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

3. в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

4. в овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

5. в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием элементов проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:

- использование элементов причинно – следственного анализа;

- исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- подкрепление изученных положений конкретными примерами;

- оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения с окружающими; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты

Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

•    использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

•    характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

•    в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

•    характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

•    приводить примеры основных видов деятельности человека;

•    выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

•    выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

•    оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

•    оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

•    использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

•    моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество

Выпускник научится:

•    демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

•    распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

•    характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

•    различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

•    выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

•    характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

•    на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

•    раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

•    конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:

•    наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

•    выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

•    осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы

Выпускник научится:

•    раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

•    различать отдельные виды социальных норм;

•    характеризовать основные нормы морали;

•    критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

•    раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

•    характеризовать специфику норм права;

•    сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

•    раскрывать сущность процесса социализации личности;

•    объяснять причины отклоняющегося поведения;

•    описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:

•    использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

•    оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

•    характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

•    описывать явления духовной культуры;

•    объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

•    оценивать роль образования в современном обществе;

•    различать уровни общего образования в России;

•    находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

•    описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

•    объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

•    учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

•    раскрывать роль религии в современном обществе;

•    характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

•    описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

•    характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

•    критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера

Выпускник научится:

•    описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

•    объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

•    характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

•    выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

•    приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

•    описывать основные социальные роли подростка;

•    конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

•    характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

•    объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

•    характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

•    раскрывать основные роли членов семьи;

•    характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

•    выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

•    раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

•    выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

•    выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

•    формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

•    использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

•    находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

•    объяснять роль политики в жизни общества;

•    различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

•    давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

•    различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

•    раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

•    называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

•    характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

•    осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

•    соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство

Выпускник научится:

•    характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

•    объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

•    раскрывать достижения российского народа;

•    объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

•    называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

•    осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

•    характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:

•    аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

•    использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

•    характеризовать систему российского законодательства;

•    раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

•    характеризовать гражданские правоотношения;

•    раскрывать смысл права на труд;

•    объяснять роль трудового договора;

•    разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

•    характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

•    характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

•    конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

•    характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

•    раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

•    анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

•    исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

•    находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

•    на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

•    оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

•    осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

Экономика

Выпускник научится:

•    объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

•    различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

•    раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

•    характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

•    характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

•    объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

•    называть и конкретизировать примерами виды налогов;

•    характеризовать функции денег и их роль в экономике;

•    раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

•    анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

•    формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

•    раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

•    характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

•    использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

•    обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться:

•    анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

•    выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

•    анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

•    решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

•    грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

•    сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

Используемые технологии   

ИКТ, РКМЧП

Формы контроля       

Тестовые работы

назад