Аннотация к рабочей программе по учебному предмету химия 8-9 класс
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Химия» входит в предметную область «Естественно – научные предметы».
Рабочая программа по химии для 8-9 классов составлена на основе рабочих программ по химии 8-9 классы к линии УМК под редакцией О. С. Габриеляна: учебно-методическое пособие / О. С. Габриелян. — М. : Дрофа, 2017. — 123, [1] с. Концентрическая структура, которая соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
Примерная программа ООО на изучение химии в 8, 9 классах отводит 2 час. По учебному плану ООО МОБУ СШ №2 в 8-9 классах на изучение химии в 8-9 классах – по 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с образовательными особенностями контингента учащихся школы и целями изучения химии.
Продолжительность учебного года в соответствии с годовым календарным учебным графиком муниципального образовательного бюджетного учреждения «Средней школы № 2 им. Д.В. Крылова» составляет 34 учебные недели в 8 классе (68 часов) и 33 недели в 9 классе (66 часов).
Цели и задачи изучения предмета «Химия»
Целями курса «Химия» на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях являются:
Социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром веществ.
Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере химической науки.
Развитие познавательных мотивов обучающихся, направленных на получение знаний о веществах; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений.
Создание условий для овладения обучающимися ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.
Формирование у обучающихся системы химических знаний как компонента естественнонаучных знаний.
Развитие личности обучающихся, их интеллектуальных и нравственных качеств, формирование гуманистического отношения к окружающему миру и экологически целесообразного поведения в нем.
Понимание обучающимися химии как производительной силы общества и как возможной области будущей профессиональной деятельности.
Развитие мышления обучающихся посредством таких познавательных учебных действий, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, определять понятия, ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать.
Понимание взаимосвязи теории и практики, умение проводить химический эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключении.
Для достижения этих целей в курсе химии на ступени основного общего образования решаются следующие задачи:
формируются знания основ химической науки — основных фактов, понятий, химических законов и теорий, выраженных посредством химического языка;
развиваются умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лабораторных условиях, в быту и на производстве;
приобретаются специальные умения и навыки по безопасному обращению с химическими веществами, материалами и процессами;
формируется гуманистическое отношение к химии как производительной силе общества, с помощью которой решаются глобальные проблемы человечества;
осуществляется интеграция химической картины мира в единую научную картину.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК по химии в 8-9 классах:
1. Габриелян О.С., Химия 8 класс. М., Дрофа, 2019. 2. Габриелян О.С., Сладков С.А.. Рабочая тетрадь к учебнику по химии 8 класс. М., Дрофа, 2021. 3. Габриелян О.С.. Химия 9 класс. М., Дрофа, 2019. 4. Габриелян О.С., Сладков С.А.. Рабочая тетрадь к учебнику по химии 9 класс. М., Дрофа, 2021.
Структура курса
8 класс
№ п/п |
Изучаемая тема |
Количество учебных часов |
||
Всего часов |
Практичес-кие работы |
Контроль-ные работы |
||
1 |
Введение |
5 |
1 |
|
2 |
Атомы химических элементов |
9 |
|
1 |
3 |
Простые вещества |
6 |
|
|
4 |
Соединения химических элементов |
15 |
1 |
1 |
5 |
Изменения происходящие с веществами |
13 |
1 |
1 |
6 |
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов |
20 |
2 |
1 |
|
Итого |
68 |
5 |
4 |
9 класс
№ п/п |
Изучаемая тема |
Количество учебных часов |
||
Всего часов |
Практические работы |
Контрольные работы |
||
1 |
Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса |
11 |
|
|
2 |
Тема 1. Металлы (+Практикум 1) |
16 |
2 |
1 |
3 |
Тема 2. Неметаллы (+Практикум 2) |
28 |
3 |
1 |
4 |
Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. |
11 |
|
1 |
|
Итого |
66 |
5 |
3 |
Основные образовательные технологии
В процессе изучения химии используются следующие технологии: традиционные (лабораторные и практические работы, самостоятельные работы), технологии деятельностного подхода, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, критического мышления, проектного обучения.
Требования к результатам освоения программы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ХИМИЯ
В результате изучения курса химии в 8-9 классах учащиеся научатся:
- характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
- описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
- раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «ион», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», используя знаковую систему химии;
- различать химические и физические явления;
- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам;
- раскрывать смысл основных химических понятий;
- изображать состав простейших веществ с помощью химических формул;
- вычислять относительную атомную, молекулярную и молярную массы;
- сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
- классифицировать оксиды и основания, кислоты и соли;
- давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений;
- пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
- проводить несложные химические опыты и наблюдения, знать ТБ
- различать экспериментально кислоты и щёлочи;
- раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
- описывать и характеризовать таблицу ПСХЭ;
- характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям;
- различать виды химической связи;
- вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
- вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
- выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток;
- характеризовать химические элементы и их соединения;
- описывать основные этапы открытия Д.И. Менделеевым ПЗ и ПСХЭ;
- объяснять суть химических процессов, знать признаки и условия протекания;
- устанавливать принадлежность хим. реакции к определённому типу;
- называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
- называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
- составлять уравнения ЭД кислот, щелочей, солей;
- прогнозировать продукты химических реакций;
- составлять уравнения реакций по «цепочке» превращений;
- приготовлять растворы с определённой массовой долей;
- проводить качественные реакции,
- составлять окислительно-восстановительный баланс;
- оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
- изображать электронно-ионные формулы веществ.
Учащиеся получат возможность научиться:
- использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
- критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
- осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
- создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др. ;
- прогнозировать химические свойства веществ;
- выявлять существование генетической взаимосвязи;
- знать процессы круговорота веществ в природе.
Общая трудоемкость курса
Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для уровня основного общего образования. Химия в основной школе изучается с 8 класса по 9 класс. Общее число учебных часов в 8-9 классах составляет 134 часа, в 8 классе по 68 часов (2 ч в неделю), в 9 классе 66 часов (2 часа в неделю).
Формы оценивания.
Оценка качества освоения программы включает стартовую, текущую, промежуточную аттестацию в форме тестовых работ.
Составитель программы учитель химии
Заичкина Ольга Аркадьевна