Страница обновлена 08.09.2022

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Страница обновлена 08.09.2022
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Аннотация к рабочей программе по биологии 6-8 классы

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественно-научные предметы».

Рабочая программа по биологии для 6-8 классов составлена на основе рабочих программ по биологии 5-9 классы. к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой: учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. — М.: Вентана- Граф, 2017. Концентрическая структура, которая соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.

Рабочая программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для уровня основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 304, из них по 34 часа в 5 классе (1 час  в неделю), и по 68 часов в 6, 7, 8, 9 классах  (2 часа в неделю).

            Цели и задачи изучения предмета «Биология»

Целями курса «Биология» на ступени основного общего образования на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях являются:

социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой при

роды;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

развитие познавательных мотивов обучающихся, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

создание условий для овладения обучающимися ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

УМК по биологии под ред. И.Н. Пономарёвой  полностью соответствует требованиям нового ФГОС и реализует его основные идеи:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;
  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  • овладение умениями формулировать гипотезы, проводить эксперименты и оценивать полученные результаты;
  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.

5 класс  введение в биологию и формирование общих представлений о разнообразных формах жизни на Земле, о взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в живой природе.

6 класс- формирование понятия «живой организм» на примере растений;

7 класс- формирование понятия «живой организм» на примере животных;

8 класс- формирование знаний о строении и функциях человеческого организма.

9 класс – обобщает и углубляет ранее полученные знания об общих биологических закономерностях.

 

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК по биологии в 6-8 классах:

  • Биология: 6 класс: учебник / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. И.Н. Пономарёвой.– 6-е изд., стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2020 – 189, (3) с. : ил. –(Российский учебник).
  • Биология: 6 класс: методическое пособие / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В.С. Кучменко – М.: Вентана-Граф, 2021. – 143 с.
  • И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В.С. Кучменко, Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь №1,2. М.: Вентана- Граф, 2019.
  • Биология: 7 класс: учебник / В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко; под ред. В.Г. Бабенко.  М.: Просвещение, 2021. – 288 с.: ил.
  • Биология: 7 класс: методическое пособие / В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С. Кучменко – М.: Вентана-Граф, 2021. – 143 с.
  • Биология: 7 класс: Рабочая тетрадь №1/ С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. – 9-е изд., перераб. – М.: Провсещениме, 2021. –112с.: ил.
  • Биология: 7 класс: Рабочая тетрадь №2/ С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. – 9-е изд., перераб. – М.: Провсещениме, 2021. –112с.: ил.
  • Биология: 8 класс: учебник/А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.11-е изд., стер. М.: Просвещение, 2022, 302,(2)с.: ил
  • Биология: 8 класс: методическое пособие / И А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.  – М.: Вентана-Граф, 2021. – 261 с.
  • Биология: 8 класс: Рабочая тетрадь №1/ Р.Д. Маш , А.Г. Драгомилов. – 9-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022. –93, (1) с.: ил.
  • Биология: 8 класс: Рабочая тетрадь №2/ Р.Д. Маш , А.Г. Драгомилов. – 9-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022. –95, (1) с.: ил.

Структура курса

 6 класс

 

Темы

По рабочей программе

Тема 1. Наука о растениях – ботаника.

7 часов

Тема 2. Органы цветковых растений.

16 часов

лабораторные работы – 4

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений.

11 часов

лабораторные работы – 2

Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира

22 часа

лабораторные работы – 6

Тема 5. Природные сообщества

8 часов

Обобщение по кусу биологии 6 класса: «Подведение итогов»

3 часа

Промежуточная аттестация.

1 час

Итого

68 часов

7 класс

Темы

По рабочей программе

Тема №1. Общие сведения о мире животных.

 

6 часов

Тема №2. Строение тела животных.

 

3 часа

Тема №3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные.

 

4 часа, лабораторные работы – 1

Тема №4. Подцарство Многоклеточные .

2 часа

Тема №5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. (5 часов)

6 часов

лабораторные работы – 1

Тема №6. Тип Моллюски.

 

4 часа

лабораторные работы – 1

Тема №7. Тип Членистоногие.

 

8 часов

лабораторные работы – 2

Тема №8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы. (6 часов)

 

6 часов

лабораторные работы – 1

Тема №9. Класс Земноводные, или Амфибии.

4 часа

Тема №10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

4 часа

Тема №11. Класс Птицы.

 

8 часов

лабораторные работы – 3

Тема №Тема №12. Класс Млекопитающие, или Звери.

9 часов

лабораторные работы -1

Тема №13. Развитие животного мира на Земле.

3 часа

Промежуточная аттестация.

1 час

Итого

68 часов

8 класс

Темы

По рабочей программе

Тема № 1. Общий обзор организма человека.

 

7 часов,

Лабораторные работы – 2

Практические работы – 1

Тема №2. Эндокринная и нервная системы.

5 часов

Практические работы – 3

Тема №3. Органы чувств. Анализаторы.

6 часов

Практические работы – 4

Тема №4. Опорно-двигательная система.

9 часов

Лабораторные работы – 2

Практические работы – 5

Тема №5. Тема №5. Кровеносная система. Внутренняя среда организма

7 часов

Лабораторные работы –1

Практические работы – 5

Тема № 6. Дыхательная система.

6 часов

Лабораторные работы –2

Практические работы – 2

Тема №7. Пищеварительная система.

7часов

Лабораторные работы –2

Практические работы -1

Тема №8. Обмен веществ и энергии.

3 часа

Практические работы – 1

Тема №9. Мочевыделительная система.

2 часа

Тема №10. Кожа.

3 часа

Тема № 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность

9 часов

Практические работы – 2

Тема №12. Половая система. Индивидуальное развитие человека.

3 часа

Промежуточная аттестация.

1 час

Заключительны

 

Итого

68 часов

Основные образовательные технологии

В процессе изучения биологии используются следующие технологии: традиционные (лабораторные и практические работы, самостоятельные работы), технологии деятельностного подхода, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения,    критического мышления,  проектного обучения.

Требования к результатам освоения программы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ

В результате изучения курса биологии «Живые организмы» в 6-7 классе

Учащиеся научатся:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений) и процессов, характерных для живых организмов;
  • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; 
  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов; 
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; 
  • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; 
  •  устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов;
  •  использовать методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;  знать правила работы в кабинете биологии;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; рабо­тать с определителем растений;
  • выделять эстетические достоинства раститель­ных организмов и растительных сообществ;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в природе; ориентиро­ваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмо­ционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биоло­гических словарях и справочниках, анализиро­вать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
  • работать с различными типами справочных изда­ний, создавать коллекции, готовить сообщения и Презентации;
  • выбирать целевые и смысловые установки в сво­их действиях и поступках по отношению к жи­вой природе;
  • проводить наблюдения за растениями; выращивать и размножать культурные растения; фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
  • составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микро­препараты;
  • различать с помощью таблиц и микропрепаратов части и органоиды клетки, типы растительных и животных тканей, органы цветковых растений, называть их функции;
  • выделять существенные признаки биологи­ческих процессов, протекающих в растениях и грибах (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
  •  обосновывать взаимосвязь процессов жизнедея­тельности между собой;
  • участвовать в групповой работе;
  • составлять план работы и план ответа;
  • решать учебно-познавательные и учебно-прак­тические задачи;
  • оценивать свой ответ, свою работу, а также ра­боту одноклассников.

7 класс

Учащиеся научатся:

  • выделять существенные признаки клеток и организмов растений и процессов, характерных для растений;
  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений;
  • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
  • осуществлять классификацию растений на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;
  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

 

Учащиеся получат возможность научиться:

  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

результате изучения курса биологии «Человек и его здоровье» в 8 классе

Учащиеся научатся:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
  • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
  • аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
  • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов; • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  •  устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; про­ 10 водить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
  • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
  • описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
  • Учащиеся получат возможность научиться:
  • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  •  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей; находить в учебной, научно-популярной литературе, интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Общая трудоемкость курса

6 класс

7 класс

8 класс

68 часов

(2 часа в неделю)

68 часов

(2 часа в неделю)

68 часов

(2 часа в неделю)

 

Формы оценивания.

Оценка качества освоения программы включает текущую, промежуточную аттестацию (тестовая работа).

 

Составитель программы Птицына Татьяна Викторовна, учитель биологии.

Аннотация к рабочей программе по биологии 9 класса

Место биологии в учебном плане

Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественно-научные предметы».

Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по биологии 5-9 классы. Линейный курс. Авторы Н.И.Сонин, В.Б. Захаров. (Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост.Г.М. Пальдяева.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014.- 382 с., которая соответствует федеральному  компоненту государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для учащихся 9 класса основного общего образования рассчитана на 2 часов в неделю, т.е. 66 часов.  Продолжительность учебного года в соответствии с годовым календарным учебным графиком муниципального образовательного бюджетного учреждения «Средней школы № 2 им. Д.В. Крылова» составляет 33 учебные недели в 9 классе.

Цели и задачи изучения предмета «Биология»

  • систематизация знаний  об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков.

 

УМК по биологии под ред. Н.И.Сонина, В.Б. Захарова полностью соответствует требованиям нового ФГОС и реализует его основные идеи:

  • формирование нравственных ценностей – ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека;
  • формирование в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы;
  • ориентацию на планируемые результаты обучения;
  • реализацию системно-деятельностного подхода в образовании;
  • реализация компетентностного подхода и основы развития основных видов компетенций: познавательной и деятельностной;
  • развитие и поддержание познавательного интереса при изучении биологии;

9 класс- формирование знаний о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.

Общебиологические знания, являющиеся основой биологического мировоззрения, логично включены во все разделы курса при переходе из класса в класс углубляются и расширяются в соответствии с возрастными особенностями школьников.

Учебники:

Биология. Человек. 9 класс: учебник / М.Р. Сапин, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2018.

Структура курса

 

Темы

По рабочей программе

Раздел 1. Введение

9

Тема 1.1. Место человека в системе органического мира

2 часа

 

Тема 1.2. Происхождение человека

2 часа

 

Тема 1.3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1час

 

Тема 1.4. Общий обзор строения и функций организма человека

4

лабораторные работы – 1

практические работы 1

Раздел 2. Строение и жизнедеятельность организма человека

57

Тема 2.1. Координация и регуляция

11 часов

практические работы – 2

Тема 2.2. Опора и движение 

7 часов

практические работы –4

Тема 2.3. Внутренняя среда организма

3 часа

лабораторные работы – 1

Тема 2.4 Транспорт веществ

4 часа

практические работы – 2

Тема 2.5. Дыхание

5 часов

практические работы -1

Тема 2.6. Пищеварение

5 часов

лабораторные работы – 2

 

Тема 2.7 Обмен веществ и энергии

2 часа

практические работы – 1

Тема 2.8. Выделение

2 часа

 

Тема 2.9. Покровы тела

3 часа

 

Тема 2.10  Размножение и развитие

3 часа

 

Тема 2.11  Высшая нервная деятельность

5 часов

 

Тема 2.12  Человек и здоровье

4 часа

практические работы – 2

Тема 2.13 Человек и окружающая среда

2 часа

Итоговая контрольная работа за курс биологии 9 класса.

1час

Итого

66 часов

лабораторных работ – 4

практических работ – 13

 

Основные образовательные технологии

 

В процессе изучения биологии используются следующие технологии: технология деятельностного подхода, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения,   критического мышления,  проектного обучения.

 

Требования к результатам освоения программы.

 

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования:

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Живые организмы

Выпускник научится:

      • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий и процессов, характерных для живых организмов;
      • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
      • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
      • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
      • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
      • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
      • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
      • различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
      • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
      • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
      • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
      • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
      • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
      • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
      • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Человек и его здоровье

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
  • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
  • аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
  • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
  • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
  • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
  • описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

 

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
  • аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
  • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
  • объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
  • находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Общая трудоемкость курса

Общее число учебных часов: 2 часа в неделю в 9 классе (66 часов  в год).

Формы оценивания

 

Оценка качества освоения программы включает стартовую, текущую, промежуточную аттестацию в форме тестовой работы.

 

Составитель программы Птицына Татьяна Викторовна, учитель биологии.

 

 

назад