Аннотация к рабочей программе по биологии 6-8 классы
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественно-научные предметы».
Рабочая программа по биологии для 6-8 классов составлена на основе рабочих программ по биологии 5-9 классы. к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой: учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. — М.: Вентана- Граф, 2017. Концентрическая структура, которая соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
Рабочая программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для уровня основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 304, из них по 34 часа в 5 классе (1 час в неделю), и по 68 часов в 6, 7, 8, 9 классах (2 часа в неделю).
Цели и задачи изучения предмета «Биология»
Целями курса «Биология» на ступени основного общего образования на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях являются:
социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой при
роды;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
развитие познавательных мотивов обучающихся, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
создание условий для овладения обучающимися ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
УМК по биологии под ред. И.Н. Пономарёвой полностью соответствует требованиям нового ФГОС и реализует его основные идеи:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, проводить эксперименты и оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.
5 класс введение в биологию и формирование общих представлений о разнообразных формах жизни на Земле, о взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в живой природе.
6 класс- формирование понятия «живой организм» на примере растений;
7 класс- формирование понятия «живой организм» на примере животных;
8 класс- формирование знаний о строении и функциях человеческого организма.
9 класс – обобщает и углубляет ранее полученные знания об общих биологических закономерностях.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК по биологии в 6-8 классах:
- Биология: 6 класс: учебник / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. И.Н. Пономарёвой.– 6-е изд., стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2020 – 189, (3) с. : ил. –(Российский учебник).
- Биология: 6 класс: методическое пособие / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В.С. Кучменко – М.: Вентана-Граф, 2021. – 143 с.
- И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В.С. Кучменко, Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь №1,2. М.: Вентана- Граф, 2019.
- Биология: 7 класс: учебник / В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко; под ред. В.Г. Бабенко. – М.: Просвещение, 2021. – 288 с.: ил.
- Биология: 7 класс: методическое пособие / В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С. Кучменко – М.: Вентана-Граф, 2021. – 143 с.
- Биология: 7 класс: Рабочая тетрадь №1/ С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. – 9-е изд., перераб. – М.: Провсещениме, 2021. –112с.: ил.
- Биология: 7 класс: Рабочая тетрадь №2/ С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. – 9-е изд., перераб. – М.: Провсещениме, 2021. –112с.: ил.
- Биология: 8 класс: учебник/А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – 11-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2022, – 302,(2)с.: ил
- Биология: 8 класс: методическое пособие / И А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2021. – 261 с.
- Биология: 8 класс: Рабочая тетрадь №1/ Р.Д. Маш , А.Г. Драгомилов. – 9-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022. –93, (1) с.: ил.
- Биология: 8 класс: Рабочая тетрадь №2/ Р.Д. Маш , А.Г. Драгомилов. – 9-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022. –95, (1) с.: ил.
Структура курса
6 класс
Темы |
По рабочей программе |
Тема 1. Наука о растениях – ботаника. |
7 часов |
Тема 2. Органы цветковых растений. |
16 часов лабораторные работы – 4 |
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений. |
11 часов лабораторные работы – 2 |
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира |
22 часа лабораторные работы – 6 |
Тема 5. Природные сообщества |
8 часов |
Обобщение по кусу биологии 6 класса: «Подведение итогов» |
3 часа |
Промежуточная аттестация. |
1 час |
Итого |
68 часов |
7 класс
Темы |
По рабочей программе |
Тема №1. Общие сведения о мире животных.
|
6 часов |
Тема №2. Строение тела животных.
|
3 часа |
Тема №3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные.
|
4 часа, лабораторные работы – 1 |
Тема №4. Подцарство Многоклеточные . |
2 часа |
Тема №5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. (5 часов) |
6 часов лабораторные работы – 1 |
Тема №6. Тип Моллюски.
|
4 часа лабораторные работы – 1 |
Тема №7. Тип Членистоногие.
|
8 часов лабораторные работы – 2 |
Тема №8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы. (6 часов)
|
6 часов лабораторные работы – 1 |
Тема №9. Класс Земноводные, или Амфибии. |
4 часа |
Тема №10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. |
4 часа |
Тема №11. Класс Птицы.
|
8 часов лабораторные работы – 3 |
Тема №Тема №12. Класс Млекопитающие, или Звери. |
9 часов лабораторные работы -1 |
Тема №13. Развитие животного мира на Земле. |
3 часа |
Промежуточная аттестация. |
1 час |
Итого |
68 часов |
8 класс
Темы |
По рабочей программе |
Тема № 1. Общий обзор организма человека.
|
7 часов, Лабораторные работы – 2 Практические работы – 1 |
Тема №2. Эндокринная и нервная системы. |
5 часов Практические работы – 3 |
Тема №3. Органы чувств. Анализаторы. |
6 часов Практические работы – 4 |
Тема №4. Опорно-двигательная система. |
9 часов Лабораторные работы – 2 Практические работы – 5 |
Тема №5. Тема №5. Кровеносная система. Внутренняя среда организма |
7 часов Лабораторные работы –1 Практические работы – 5 |
Тема № 6. Дыхательная система. |
6 часов Лабораторные работы –2 Практические работы – 2 |
Тема №7. Пищеварительная система. |
7часов Лабораторные работы –2 Практические работы -1 |
Тема №8. Обмен веществ и энергии. |
3 часа Практические работы – 1 |
Тема №9. Мочевыделительная система. |
2 часа |
Тема №10. Кожа. |
3 часа |
Тема № 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность |
9 часов Практические работы – 2 |
Тема №12. Половая система. Индивидуальное развитие человека. |
3 часа |
Промежуточная аттестация. |
1 час |
Заключительны |
|
Итого |
68 часов |
Основные образовательные технологии
В процессе изучения биологии используются следующие технологии: традиционные (лабораторные и практические работы, самостоятельные работы), технологии деятельностного подхода, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, критического мышления, проектного обучения.
Требования к результатам освоения программы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ
В результате изучения курса биологии «Живые организмы» в 6-7 классе
Учащиеся научатся:
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений) и процессов, характерных для живых организмов;
- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов;
- использовать методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними; знать правила работы в кабинете биологии;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; работать с определителем растений;
- выделять эстетические достоинства растительных организмов и растительных сообществ;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в природе; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
- работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и Презентации;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- проводить наблюдения за растениями; выращивать и размножать культурные растения; фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
- составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;
- различать с помощью таблиц и микропрепаратов части и органоиды клетки, типы растительных и животных тканей, органы цветковых растений, называть их функции;
- выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в растениях и грибах (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
- обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
- участвовать в групповой работе;
- составлять план работы и план ответа;
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
7 класс
Учащиеся научатся:
- выделять существенные признаки клеток и организмов растений и процессов, характерных для растений;
- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений;
- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
- осуществлять классификацию растений на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Учащиеся получат возможность научиться:
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
результате изучения курса биологии «Человек и его здоровье» в 8 классе
Учащиеся научатся:
- выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов; • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; про 10 водить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
- анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
- описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
- Учащиеся получат возможность научиться:
- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
- находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей; находить в учебной, научно-популярной литературе, интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
- создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Общая трудоемкость курса
6 класс |
7 класс |
8 класс |
68 часов (2 часа в неделю) |
68 часов (2 часа в неделю) |
68 часов (2 часа в неделю) |
Формы оценивания.
Оценка качества освоения программы включает текущую, промежуточную аттестацию (тестовая работа).
Составитель программы Птицына Татьяна Викторовна, учитель биологии.
Аннотация к рабочей программе по биологии 9 класса
Место биологии в учебном плане
Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественно-научные предметы».
Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по биологии 5-9 классы. Линейный курс. Авторы Н.И.Сонин, В.Б. Захаров. (Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост.Г.М. Пальдяева.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014.- 382 с., которая соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для учащихся 9 класса основного общего образования рассчитана на 2 часов в неделю, т.е. 66 часов. Продолжительность учебного года в соответствии с годовым календарным учебным графиком муниципального образовательного бюджетного учреждения «Средней школы № 2 им. Д.В. Крылова» составляет 33 учебные недели в 9 классе.
Цели и задачи изучения предмета «Биология»
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков.
УМК по биологии под ред. Н.И.Сонина, В.Б. Захарова полностью соответствует требованиям нового ФГОС и реализует его основные идеи:
- формирование нравственных ценностей – ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека;
- формирование в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы;
- ориентацию на планируемые результаты обучения;
- реализацию системно-деятельностного подхода в образовании;
- реализация компетентностного подхода и основы развития основных видов компетенций: познавательной и деятельностной;
- развитие и поддержание познавательного интереса при изучении биологии;
9 класс- формирование знаний о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.
Общебиологические знания, являющиеся основой биологического мировоззрения, логично включены во все разделы курса при переходе из класса в класс углубляются и расширяются в соответствии с возрастными особенностями школьников.
Учебники:
Биология. Человек. 9 класс: учебник / М.Р. Сапин, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2018.
Структура курса
Темы |
По рабочей программе |
Раздел 1. Введение |
9 |
Тема 1.1. Место человека в системе органического мира |
2 часа
|
Тема 1.2. Происхождение человека |
2 часа
|
Тема 1.3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека |
1час
|
Тема 1.4. Общий обзор строения и функций организма человека |
4 лабораторные работы – 1 практические работы 1 |
Раздел 2. Строение и жизнедеятельность организма человека |
57 |
Тема 2.1. Координация и регуляция |
11 часов практические работы – 2 |
Тема 2.2. Опора и движение |
7 часов практические работы –4 |
Тема 2.3. Внутренняя среда организма |
3 часа лабораторные работы – 1 |
Тема 2.4 Транспорт веществ |
4 часа практические работы – 2 |
Тема 2.5. Дыхание |
5 часов практические работы -1 |
Тема 2.6. Пищеварение |
5 часов лабораторные работы – 2
|
Тема 2.7 Обмен веществ и энергии |
2 часа практические работы – 1 |
Тема 2.8. Выделение |
2 часа
|
Тема 2.9. Покровы тела |
3 часа
|
Тема 2.10 Размножение и развитие |
3 часа
|
Тема 2.11 Высшая нервная деятельность |
5 часов
|
Тема 2.12 Человек и здоровье |
4 часа практические работы – 2 |
Тема 2.13 Человек и окружающая среда |
2 часа |
Итоговая контрольная работа за курс биологии 9 класса. |
1час |
Итого |
66 часов лабораторных работ – 4 практических работ – 13 |
Основные образовательные технологии
В процессе изучения биологии используются следующие технологии: технология деятельностного подхода, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, критического мышления, проектного обучения.
Требования к результатам освоения программы.
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Выпускник научится:
-
-
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий и процессов, характерных для живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
- осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
-
Выпускник получит возможность научиться:
- находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
- выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
- анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
- описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
- находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
- создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
- аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
- объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
- находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Общая трудоемкость курса
Общее число учебных часов: 2 часа в неделю в 9 классе (66 часов в год).
Формы оценивания
Оценка качества освоения программы включает стартовую, текущую, промежуточную аттестацию в форме тестовой работы.
Составитель программы Птицына Татьяна Викторовна, учитель биологии.