Страница обновлена 24.09.2021

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Страница обновлена 24.09.2021
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Аннотация к адаптированной рабочей программе по учебному предмету русский язык для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития, 5 класс

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Русский язык» входит в состав предметной области «Русский язык и литература», включается в учебный план всех профилей и является обязательным для прохождения итоговой аттестации.

         Данная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе следующих нормативно-методических материалов:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от «17» декабря 2010 г.
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования ПООП ООО – 2015. Реестр примерных основных общеобразовательных программ МОН РФ http://fgosreestr.ru/node/2068.
  3. Программа разработана на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 классов. Авторы: М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский.  – М.: Просвещение, 2016 год., соответствующей ФГОС.
  4. Методическое письмо ГОАУ ЯО ИРО «Об особенностях адаптации учебного материала и составления рабочих программ по предметам основной школы в классах VII вида для детей с ОВЗ». Составители: Посысоев Н. Н, Отрошко Г. В., Хомутова Л. Н., 2014

По учебному плану МОБУ СШ № 2 на изучение предмета «Русский язык» выделено следующее количество часов в неделю:

5 класс- 5 часов

2. Цель.

Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.

При обучении детей с задержкой психического развития (ЗПР) русскому языку ставятся те же цели и задачи, что и в массовой школе. В V — IX классах изучение русского языка направлено на формирование у учащихся грамотного письма, развитие их речи и мышления, на разностороннее становление личности. 

 Коррекционно – развивающие задачи -  развитие психической, эмоционально-волевой и личностной сферы:

  1. корректировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем использования средств наглядности;
  2. коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) при запоминании местоположения объектов;
  3. коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
  4. коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления) при составлении таблиц, схем.

Программа по русскому языку для V класса массовой школы в целом доступна учащимся с ЗПР. Однако усвоение ряда тем требует предварительного формирования практических речевых умений, уточнения и расширения словарного запаса и грамматических конструкций, накопления языковых наблюдений и обобщений. Это приводит к необходимости увеличения упражнений, развивающих речь учащихся, практически на каждом уроке.

3. Структура курса.

Язык и общение.

Повторение изученного материала в начальных классах

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

Лексика. Культура речи.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Повторение и систематизация изученного материала.

4. Основные образовательные технологии.

Используемые технологии:

  • разноуровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • интерактивные технологии;
  • проектная деятельность;
  • формирующее оценивание;
  • коррекционно-развивающие технологии;
  • технологии дистанционного обучения.

5. Требования к результатам освоения программы.

В результате изучения курса русского языка 5 класса учащиеся научатся:

 сфере предметных результатов:

- понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

- использовать коммуникативно-эстетические возможности русского и родного языков;

- расширять научные знания о языке, основных единицах и грамматических категориях языка;

- формировать навыки проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического по алгоритму);

- анализировать и осмысливать текст задания, извлекать необходимую информацию;

- работать с учебным лингвистическим текстом;

- выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями;

- правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; употребительные слова изученных частей речи;

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;

- выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова, подбирать однокоренные слова с учётом значения слов;

- различать части речи; знать и верно указывать морфологические признаки глаголов, имён существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи по алгоритму;

- понимать значение письма и правописания для жизни людей, замечать орфограммы корня и дифференцировать их, владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных.

Правописание: орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объеме содержания курса) (в том числе во время списывания текста объемом 80-90 слов; словарного диктанта объемом 10–15 слов; диктанта на основе связного текста объемом 80–90 слов, содержащего не более 12 орфограмм и 2−3 пунктограмм и не более 5 слов с непроверяемыми написаниями);

- замечать орфограммы корня и дифференцировать их;

- владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных; о–е после шипящих в корне, чередующихся а–о, е–и в корнях типа -раст-//-рос-, -лаг-// -лож-, -мер-//-мир-, -тер-// -тир-;

- знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т. д.), приставки на з(с) (раз-//рас-; из-//ис- и др.) и верно их писать;

- знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания с помощью педагога;

- безошибочно писать буквенные сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу; чк, чн, нч, рщ;

- верно употреблять разделительные ъ–ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов;

- знать правильное написание частицы «не» с глаголами;

- правильно ставить знаки препинания в конце предложения;

- соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, союзами и, а, но, а также при бессоюзной связи;

- ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами;

- разделять запятой части сложного предложения;

- выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора;

- ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже.

- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов) с использованием алгоритмов;

- обнаруживать и исправлять по алгоритму и предложенному образцу орфографические и пунктуационные ошибки;

- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать ее в процессе письма.

Получат возможность научиться:

 в сфере предметных результатов:

- совершенствовать виды речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма);

- правильно употреблять заимствованные слова; лингвистические термины; пользоваться лингвистическими словарями;

- понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных;

- указывать морфологические признаки глаголов, имён существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения;

- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; опознавать изученные способы словообразования в ясных случаях (приставочный, суффиксальный, сложение);

- составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций;

- ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами, разделять запятой части сложного предложения при бессоюзной связи.

6.Общая трудоёмкость курса.

Обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 711 ч.

В том числе:

в 5 классе — 170 ч

7. Формы оценивания.

         Оценка качества освоения программы включает текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.
Виды и формы промежуточной аттестации:

  • контрольный диктант

8. Составители программы: Новикова И.А.

Аннотация к адаптированной рабочей программе по учебному предмету русский язык для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития, 6 класс

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Русский язык» входит в состав предметной области «Русский язык и литература», включается в учебный план всех профилей и является обязательным для прохождения итоговой аттестации.

         Данная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе следующих нормативно-методических материалов:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от «17» декабря 2010 г.
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования ПООП ООО – 2015. Реестр примерных основных общеобразовательных программ МОН РФ http://fgosreestr.ru/node/2068.
  3. Программа разработана на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 классов. Авторы: М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский.  – М.: Просвещение, 2016 год., соответствующей ФГОС.
  4. Методическое письмо ГОАУ ЯО ИРО «Об особенностях адаптации учебного материала и составления рабочих программ по предметам основной школы в классах VII вида для детей с ОВЗ». Составители: Посысоев Н. Н, Отрошко Г. В., Хомутова Л. Н., 2014

По учебному плану МОБУ СШ № 2 на изучение предмета «Русский язык» выделено следующее количество часов в неделю:

6 класс- 6 часов

2. Цель.

Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.

При обучении детей с задержкой психического развития (ЗПР) русскому языку ставятся те же цели и задачи, что и в массовой школе. В V — IX классах изучение русского языка направлено на формирование у учащихся грамотного письма, развитие их речи и мышления, на разностороннее становление личности. 

 Коррекционно – развивающие задачи -  развитие психической, эмоционально-волевой и личностной сферы:

  1. корректировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем использования средств наглядности;
  2. коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) при запоминании местоположения объектов;
  3. коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
  4. коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления) при составлении таблиц, схем.

Программа по русскому языку для VI класса массовой школы в целом доступна учащимся с ЗПР. Однако усвоение ряда тем требует предварительного формирования практических речевых умений, уточнения и расширения словарного запаса и грамматических конструкций, накопления языковых наблюдений и обобщений. Это приводит к необходимости увеличения упражнений, развивающих речь учащихся, практически на каждом уроке.

3. Структура курса.

Язык, речь, общение. Общие сведения о языке.

Повторение изученного материала в 5 классе.

Речь. Речевая деятельность. (Текст)

Лексикология и фразеология. Культура речи.

Словообразование. Орфография. Культура речи.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Повторение и систематизация изученного материала в 5 и 6 классах.

4. Основные образовательные технологии.

Используемые технологии:

  • разноуровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • интерактивные технологии;
  • проектная деятельность;
  • формирующее оценивание;
  • коррекционно-развивающие технологии;
  • технологии дистанционного обучения.

5. Требования к результатам освоения программы.

В результате изучения курса русского языка 6 класса учащиеся научатся:

 в сфере предметных результатов:

- понимать основные сведения о языке, изученные в 6 классе;

- различать части речи; знать и верно указывать морфологические признаки глаголов, имён существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи;

-  различать основные единицы языка, их признаки; смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сферу и ситуацию речевого общения;

- совершенствовать основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 6 классе, речевого этикета;

- употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учётом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами;

- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

- свободно пользоваться различными видами лексических словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);

- определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе.

Получат возможность научиться:

 в сфере предметных результатов:

- совершенствовать развитие видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма);

- понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности;

- расширять научные знания о языке; осознавать взаимосвязи его уровней и единиц;

- осваивать базовые понятия лингвистики, основные единицы и грамматические категории языка;

- формировать навыки проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты.

6.Общая трудоёмкость курса.

Обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 711 ч.

В том числе:

в 6 классе — 204 ч

7. Формы оценивания.

         Оценка качества освоения программы включает текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.
Виды и формы промежуточной аттестации:

  • контрольный диктант

8. Составители программы: Родионова С.А.

назад