Страница обновлена 27.09.2021

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Страница обновлена 27.09.2021
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Аннотация к адаптированной рабочей программе по учебному предмету обществознание для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития, 6 класс

Адаптированная рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с:

1.Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644);

2.Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания № 1/15 от 08.04.2015 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020);

3.Авторской программой по обществознанию для 5 – 9 классов под редакцией Л.Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/[Л.Н. Боголюбов, Н.М. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]. – М.: Просвещение, 2017).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой/[Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеева] М.: Просвещение, 2017;

2. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций/[Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой ‑ 4-е изд. ‑ М.: Просвещение, 2020;

3. Обществознание. 6 класс. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова/Е.Н. Сорокина ‑ М.: «ВАКО», 2019;

4. Обществознание. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Л.Н. Боголюбова/ Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотенкова ‑ М.: Просвещение, 2019;

Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития (далее – ЗПР) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. УМК по обществознанию для 6-х классов позволяет строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей школьников ООО, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения.

Практическая потребность и необходимость разработки адаптированной образовательной программы для учащихся с ЗПР очевидна. Значимость её заключается в том, что она позволит в лучшей степени обеспечить социализацию детей этой категории, где каждый ребенок сможет развиваться в своем собственном режиме и получит доступное качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и собственных возможностей в условиях инклюзивного образования.

Основная цель – построение образовательного процесса для ребенка с ЗПР  в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Индивидуальная образовательная программа — документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей детей с ЗПР в процесс обучения и воспитания на определенной ступени образования.

Коррекционно-развивающие  задачи курса «Обществознание»:

  • коррекция недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возможностей;
  • формирование из ученика личность независимо от его возможностей здоровья и развития;
  • выстроить образовательную среду, которая позволит каждому ученику, а не только с ЗПР, добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе;
  • предоставить каждому ребёнку с ЗПР возможность включения в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;
  • развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
  • нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
  • формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
  • развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
  • развитие общеучебных умений и навыков.

Рабочая программа рассчитана на учащихся, имеющих ЗПР, влекущее за собой быструю утомляемость, низкую работоспособность, повышенную отвлекаемость, а что, в свою очередь, ведет к нарушению внимания, восприятия, абстрактного мышления. У таких детей отмечаются периодические колебания внимания, недостаточная концентрация на объекте, малый объём памяти. Учет особенностей таких учащихся требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся. Для эффективного усвоения учащимися ЗПР учебного материала по обществознанию для изучения нового материала используются готовые опорные конспекты, индивидуальные дидактические материалы и тесты на печатной основе.

При составлении рабочей программы учитывались следующие особенности детей:

  • неустойчивое внимание,
  • малый объем памяти,
  • затруднения при воспроизведении материала,
  • несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения,
  • плохо развиты навыки чтения, устной и письменной речи.

Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников, связь изучаемого материала с реальной жизнью. Часть материала изучается в ознакомительном плане, а некоторые, наиболее сложные вопросы, исключены из рассмотрения.

В ходе преподавания обществознания по адаптированной программе, работы над формированием у учащихся универсальных учебных действий следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных алгоритмов;
  • решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • ясного изложения своих мыслей в устной и письменной форме;
  • поиска информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.

Рабочая программа обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения обозначенной учебной дисциплины (курса) в рамках освоения основной образовательной программы (основного общего образования) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса.

Принцип работы с учащимися с ЗПР по адаптированным программам – это речевое развитие, что ведет непосредственным образом к интеллектуальному развитию: учащиеся должны проговаривать ход своих рассуждений, пояснять свои действия при решении различных заданий. Похвала и поощрение – это тоже большая движущая сила в обучении детей данной категории. Важно, чтобы ребенок поверил в свои силы, испытал радость от успеха в учении.

Цели изучения «Обществознания» в основной школе это содействие:

  • дать целостное представление об обществе, в котором живем, основных сфер общественной жизни, о процессе восприятия социальной (в том числе  правовой) информации и определения собственной позиции;  правовой культуры, основы политических  знаний, способности к самоопределению и самореализации.

Задачи изучения обществознания в школе:

  • создание условий для социализации личности;
  • формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой и политической  культуры;
  • содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;
  • развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;
  • развитие личности в ответственный период социального взросления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.

Методической основой изучения курса обществознания в школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.

Для реализации поставленных целей используется учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Просвещение», который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Н.Ф. Виноградова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение.

Согласно учебному плану на изучение обществознания в 6 классе отводится 34 часа в год из расчета: 1 час в неделю, в том числе 3 часа на проведение контрольных работ, 3 часа на проведение практических работ.

Контроль знаний: опрос, тест.

Содержание тем учебного курса в 6 классе

Раздел

Количество часов

Знакомство с курсом «Обществознание. 6 класс».

Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания учебника.

1 час

I. Человек в социальном и духовном измерении

Принадлежность двум мирам: социальное и духовное в человеке. Человек как личность. Отрочество – особая пора. Потребности и способности человека. Когда возможности ограниченны. Мир увлечений.

13 часов

II. Человек и его деятельность.

Деятельность человека. Труд – основа жизни человека. Учение – основная деятельность школьника. Познание человеком мира и себя.

9 часов

III. Человек среди людей.

Твои отношения с окружающими. Межличностные отношения. Общение. Человек в группе. Отношения со сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях. Семья и семейные отношения.

12 часов

Планируемые предметные результаты освоение

предмета «Обществознание»

Учащиеся с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по обществознанию в силу особенностей развития, нуждаются в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании. В связи с этим в календарно-тематическое планирование включается блок «Коррекционно-развивающая работа». В данном блоке указаны коррекционные задачи решаемые педагогом в процессе обучения, целью которых является на основе решения развивающих заданий развитие мыслительных операций, образного мышления, памяти, внимания, речи, а также осуществляется ликвидация пробелов в знаниях, закрепление изученного материала, отработка алгоритмов, повторение пройденного.

Для учащихся с ЗПР характерны недостаточный уровень развития отдельных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), снижение уровня интеллектуального развития, низкий уровень выполнения учебных заданий, низкая успешность обучения. Поэтому при изучении обществознания требуется интенсивное интеллектуальное развитие на материале, отвечающем особенностям и возможностям учащихся. Особое значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

  • обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
  • урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
  • адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
  • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
  • использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
  • формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
  • взаимообучение, диалогические методики;
  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Личностные результаты:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благо­получии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
  • отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
  • убеждённость в важности для общества семьи и семейных традиций;
  • сознание своей ответственности за страну перед нынешним и грядущим поколением.

Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются целостные представления в следующих сферах:

Познавательная:

  • биологическая и социальная составляющая в человеке, сход­ство и различия человека и животного;
  • основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
  • способности и потребности человека, в том числе особые по­требности людей с ограниченными возможностями здоровья;
  • роль деятельности в жизни человека и общества, многообра­зие её видов, игра, учение и труд;
  • познание человеком мира и самого себя;
  • межличностные отношения, как личные, так и деловые, по­ложение человека в группе, общение, межличностные конфликты и способы их разрешения;
  • семья как малая группа и семейные отношения.

На доступном уровне представлены ключевые научные понятия, раскрывающие социальную сущность человека. С опорой на эти по­нятия шестиклассники получают возможность объяснять нынешние социальные реалии, связанные с деятельностью личности, межлич­ностными отношениями и групповыми социальными ролями. Эти знания, умения и ценностные установки необходимы для понима­ния и выполнения подростками основных социальных ролей.

Дальнейшее развитие должны получить умения находить нуж­ную социальную информацию в адаптированных источниках, адек­ватно её воспринимать, применяя основные термины и понятия из курса обществознания; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизиро­вать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями).

Ценностно-мотивационная:

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности чело­века;
  • знание важнейших нравственных норм, понимание их роли как регуляторов общественной жизни и умение применять эти нормы к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;
  • установка на необходимость руководствоваться нравствен­ными нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • приверженность гуманистическим и патриотическим ценностям.

Трудовая:

  • осмысление особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
  • понимание значения трудовой деятельности для жизненного успеха личности и значимости её для общества. Специальное вни­мание уделяется характеристике учебного труда как основного вида деятельности для учащихся.

Эстетическая:

  • понимание роли культуры в становлении личности (как со­ставной части духовного мира человека).

Коммуникативная:

  • знание особенностей коммуникативной деятельности в срав­нении с другими видами деятельности и понимание значения ком­муникации в межличностном общении;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современ­ном обществе;
  • умение использовать современные средства связи и коммуни­кации для поиска и обработки необходимой для изучения курса со­циальной информации;
  • понимание языка массовой социально-политической комму­никации, что позволяет осознанно воспринимать соответствующую информацию;
  • умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • развитие умений взаимодействовать в ходе выполнения зада­ний, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать соб­ственную точку зрения. Особое внимание уделяется в курсе знаком­ству шестиклассников с отдельными приёмами и техниками преодо­ления конфликтов.

Метапредметные результаты:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятель­ность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • овладение различными видами публичных выступлений (вы­сказывания, монолог, дискуссия, соответствующая гуманистиче­ским культурным ценностям).

            Задания составлены таким образом, чтобы шестиклассники могли проявить свои способности:

  • в использовании элементов причинно-следственного анализа;
  • в исследовании несложных реальных связей и зависимостей;
  • в определении сущностных характеристик изучаемого объ­екта; выборе верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • в поиске нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечении её;
  • в переводе информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст), выборе знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной си­туации;
  • в подкреплении изученных положений конкретными приме­рами, в том числе на основе межпредметных связей и личного опыта;
  • в оценке своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей; в повседневном руковод­стве этическими и правовыми нормами;
  • в определении собственного отношения к явлениям современ­ной жизни, формулировании своей точки зрения.

1-я линия развития личности.

  • Умение понимать связи между людьми в обществе:
  • Добывать и критически оценивать информацию.
  • Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы.
  • Обобщать.
  • Группировать.
  • Сравнивать факты, явления и понятия.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.

2-я линия развития личности.

  • Умение занимать свою позицию в обществе:
  • Определять и объяснять другим людям своё отношение к общественным нормам.
  • Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.
  • Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

3-я линия развития личности.

  • Умение действовать в рамках закона и нравственных норм:
  • Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения.

назад