Аннотация к адаптированной рабочей программе по учебному предмету биология для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития, 5 класс
- Место учебного предмета в учебном плане
Адаптированная рабочая программа курса «Биология» составлена в соответствии с учебным планом для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих ЗПР.
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе:
- Рабочей программы по биологии 5-9 классы. к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой: учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. — М.: Вентана- Граф, 2017.
- Примерной адаптированной основной образовательной программы (проект) основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития, разработанная по заказу Министерства Просвещения России и одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Цель обучения биологии заключается в формировании научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах; овладение знаниями о живых организмах и их роли в природе, о методах познания живой природы и использовании их в практической деятельности; воспитании ценностного отношения к здоровью человека и к живой природе.
- Структура курса
Темы |
По рабочей программе |
Тема 1. Биология – наука о живом мире. |
9 часов, лабораторные работы – 2 |
Тема 2. Многообразие живых организмов. |
11 часов, лабораторные работы – 2 |
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля. |
7 |
Тема 4. Человек на планете Земля. |
6 |
Промежуточная аттестация. |
1 |
Итого: |
34 |
3. Основные образовательные технологии
- технология традиционного обучения;
- технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения;
- технология дифференцированного обучения;
- технология проблемного обучения;
- личностно-ориентированные технологии обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология коррекционно-развивающего обучения;
- игровые технологии;
- технология проектного обучения;
- разноуровневое обучение;
- здоровьесберегающие технологии.
- Требования к результатам освоения программы.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»
Обучающийся научится:
- характеризовать с опорой на ключевые слова биологию как науку о живой природе; называть признаки живого, сравнивать с визуальной опорой объекты живой и неживой природы;
- характеризовать с опорой на ключевые слова значение биологических знаний для современного человека;
- приводить примеры вклада отечественных (в том числе В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский) и зарубежных (в том числе Аристотель, Теофраст, Гиппократ) ученых в развитие биологии;
- иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;
- ориентироваться в биологических понятиях и терминах и оперировать ими на базовом уровне (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение, раздражимость, рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте с визуальной опорой;
- различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники, бактерии; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафты природные и культурные с использованием справочной информации;
- проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов с опорой на алгоритм;
- раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания с использованием источников информации;
- приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах с визуальной опорой;
- знать основные правила поведения человека в природе и объяснять с помощью педагога значение природоохранной деятельности человека;
- раскрывать на основе опорного плана роль биологии в практической деятельности человека;
- иметь представление о связи знаний биологии со знаниями математики, физической географии, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;
- выполнять практические работы с помощью педагога (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с микроскопом; знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов);
- применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов с опорой на алгоритм;
- владеть элементарными приемами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов;
- соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности;
- использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы сети Интернет;
- создавать с помощью педагога собственные письменные и устные сообщения, грамотно использовать понятийный аппарат биологии, по возможности, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории;
- осуществлять отбор источников биологической информации, в том числе в защищенном сегменте Интернета, в соответствии с заданным поисковым запросом с помощью педагога.
- Общая трудоемкость курса «Биология»
1 час в неделю при изучении предмета в 5 классе (34 часа в год)
7. Формы оценивания.
Оценка качества освоения программы включает: стартовую диагностику, систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках биологии. Знания и умения учащихся по биологии оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса; проверки осознанности прочитанного и услышанного, выполнения лабораторных и практических работ. Промежуточная аттестация – итоговая тестовая работа.
Составитель программы Птицына Татьяна Викторовна, учитель биологии.
Аннотация к адаптированной рабочей программе по учебному предмету биология для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития, 6 класс
-
Место учебного предмета в учебном плане
Адаптированная рабочая программа курса «Биология» составлена в соответствии с учебным планом для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих ЗПР.
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе:
- Рабочей программы по биологии 5-9 классы. к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой: учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. — М.: Вентана- Граф, 2017.
- Примерной адаптированной основной образовательной программы (проект) основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития, разработанная по заказу Министерства Просвещения России и одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Цель обучения биологии заключается в формировании научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах; овладение знаниями о живых организмах и их роли в природе, о методах познания живой природы и использовании их в практической деятельности; воспитании ценностного отношения к здоровью человека и к живой природе.
- Структура курса
Темы |
По рабочей программе |
Тема 1. Наука о растениях – ботаника. |
7 часов |
Тема 2. Органы цветковых растений. |
16 часов лабораторные работы – 4 |
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений. |
11 часов лабораторные работы – 2 |
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира |
22 часа лабораторные работы – 6 |
Тема 5. Природные сообщества |
8 часов |
Обобщение по кусу биологии 6 класса: «Подведение итогов» |
3 часа |
Промежуточная аттестация. |
1 час |
Итого |
68 часов |
- Основные образовательные технологии
- технология традиционного обучения;
- технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения;
- технология дифференцированного обучения;
- технология проблемного обучения;
- личностно-ориентированные технологии обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология коррекционно-развивающего обучения;
- игровые технологии;
- технология проектного обучения;
- разноуровневое обучение;
- здоровьесберегающие технологии.
- Требования к результатам освоения программы.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»
Обучающиеся научатся:
- характеризовать с опорой на ключевые слова ботанику как биологическую науку, ее разделы и связи с другими науками и техникой;
- приводить примеры вклада отечественных (в том числе В.В. Докучаев, К.А. Тимирязев, С.Г. Навашин) и зарубежных (в том числе Р. Гук, М. Мальпиги) ученых в развитие наук о растениях;
- ориентироваться в биологических понятиях и терминах и оперировать ими на базовом уровне (в том числе: ботаника, растительная клетка, растительная ткань, орган растения, система органов растения, растительный организм, минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, размножение, развитие) в соответствии с поставленной задачей и в контексте с визуальной опорой;
- описывать строение и жизнедеятельность растительного организма (на примере покрытосеменных или цветковых): фотосинтез, дыхание, транспорт веществ, рост, размножение, развитие; связь строения вегетативных и генеративных органов растений с их функциями с опорой на алгоритм;
- различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений по заданному плану, части растений по изображениям, схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам с помощью педагога;
- характеризовать признаки растений, уровни организации растительного организма, части растений: клетки, ткани, органы, системы органов, организм с визуальной опорой;
- сравнивать растительные ткани и органы растений между собой с помощью педагога, с опорой на алгоритм;
- выполнять практические и лабораторные работы с помощью педагога по морфологии и физиологии растений, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;
- характеризовать с опорой на ключевые слова процессы жизнедеятельности растений: поглощение воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, развитие, способы естественного и искусственного вегетативного размножения; семенное размножение (на примере покрытосеменных, или цветковых);
- выявлять с помощью педагога причинно-следственные связи между строением и функциями тканей и органов растений, строением и жизнедеятельностью растений;
- классифицировать с помощью педагога растения и их части по разным основаниям;
- иметь представление о роли растений в природе и жизни человека;
- применять полученные знания для выращивания и размножения культурных растений;
- использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, описывать растения и их части, с опорой на алгоритм;
- соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных и практических работ на уроке и во внеурочной деятельности;
- иметь представление о связи знаний биологии со знаниями математики, физической географии, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;
- владеть приемами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из двух источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую с помощью педагога;
- создавать с помощью педагога письменные и устные сообщения, обобщая информацию из двух источников, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии;
- при выполнении проектов и учебных исследований в области биологии с помощью педагога планировать совместную деятельность в группе, следить за выполнением плана действий и корректировать его; адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.
- Общая трудоемкость курса «Биология»
По учебному плану ООО на изучение биологии в 6 классе отводится 1 час. По учебному плану ООО МОБУ СШ №2 в 6 классе добавлено по 1 часу. Таким образом на изучение биологии отводится по 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с образовательными особенностями контингента учащихся школы и целями изучения биологии.
7. Формы оценивания.
Оценка качества освоения программы включает: стартовую диагностику, систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках биологии. Знания и умения учащихся по биологии оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса; проверки осознанности прочитанного и услышанного, выполнения лабораторных и практических работ. Промежуточная аттестация – итоговая тестовая работа.
Составитель программы Птицына Татьяна Викторовна, учитель биологии.