Страница обновлена 18.10.2021

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Страница обновлена 18.10.2021
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Аннотация к адаптированной образовательной программе по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 1 - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.1). Учебно-методический комплект "Планета знаний".

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Адаптированная образовательная программа по русскому языку для учащихся 1– 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МОБУ СШ № 2 и авторской программы  курса  авторы:Т.М.Андрианова, В.П.Илюхина, Л.Я. Желтовская (УМК «Планета знаний» М.: Астрель, 2017г.)

Для реализации программы выбран учебно-методический комплект «Планета знаний», который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение в соответствии с ФГОС, включающий в себя:                                                                                                                                       

1. В.А. Илюхина Прописи № 1,2,3,4 – М.:АСТ Астрель 2018                                                                                 2. Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина. Русский язык (1класс) – М.:АСТ.,Астрель 2018

3. Л.Я.Желтовская Русский язык (2,3,4 класс) – М.: АСТ, Астрель. 2018 г.                                       

В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).

Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.1 образовательных потребностей учащихся раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

  1. Цель и задачи.

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует цели:  

  – познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и формированием логического и абстрактного мышления обучающихся;                                                                                                                                                     - социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:                                                                   1. Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;                                                                                                                                

 2. Освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;                                                                                                                                                                   

 3. Овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;                                                                                             

4. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.

  1. Структура курса

Виды речевой деятельности (Слушание. Говорение. Чтение. Письмо.) Обучение грамоте (Фонетика. Графика. Чтение. Письмо. Слово и предложение. Орфография. Развитие речи.) Фонетика и орфоэпия. Графика. Состав слова (морфемика). Морфология. Лексика. Синтаксис. Орфография и пунктуация. Развитие речи.

  1. Основные образовательные технологии:

В процессе изучения предмета используются технологии уровневой дифференциации,  проблемного обучения, технология проектной деятельности, развивающее обучение, игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность) личностно – ориентированные технологии, групповые и коллективные способы обучения, здоровье – сберегающие технологии, информационные технологии.

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ:

Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.

Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ОВЗ.

Индивидуальный подход.

Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.

Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

Использование много кратных указаний, упражнений.

Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.

Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.

Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

  1. Требования к результатам освоения программы.

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Русский язык» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:

- расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;

- развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения звуков, слов и т.п.);

- улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

- совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради, размещение элементов букв выше или ниже опорной строки и т.п.);

- улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса, предъявления эталонных речевых образцов;

- развитие действий самоконтроля при оценке полученного результата.

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются как:

1)         формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2)         формирование интереса к изучению родного (русского) языка;

3)         овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;

4)         овладение основами грамотного письма;

5)         овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;

6)         формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

7)         использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

  1. Общая трудоемкость курса

В соответствии с учебным планом на изучение курса «Русский язык» в 1 – 4 классах отводится 675 часов.

  1. Формы оценивания.

      Оценка качества освоения программы включает текущую и промежуточную. Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.

  1. Составитель программы. Кокурина Ж.М. 

Аннотация к адаптированной образовательной программе по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 1 - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.1). Учебно-методический комплект "Школа России".

1.  Место учебного предмета в учебном плане

 Адаптированная  образовательная программа по русскому языку для учащихся 1 – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья составлена на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв.  приказом  Министерства образования и  науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной  основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МОБУ СШ № 2 и авторской программы  курса  «Русский язык » 1- 4 класс , Канакиной В.П.. Горецкого В.Г (УМК «Школа России» М.: Просвещение, 2019г.).      

Разработана на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР и программы формирования универсальных учебных действий.

На изучение русского языка  в 1 классе отводится — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).

Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Адаптация к специфическим для варианта 7.1 образовательным потребностям учащихся раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения. календарно-тематическом планировании, формах работы с учащимися,спытывающими трудности в усвоении программы 

2. Цель

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся
  • формирование   коммуникативной   компетенции   учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека

3.Структура курса

Основные разделы программы:

  • Обучение грамоте
  • Фонетика и орфоэпия
  • Графика
  • Лексика
  • Состав слова
  • Морфология
  • Синтаксис
  • Орфография и пунктуация
  • Развитие речи
  • Текст

4. Основные образовательные технологии

  • развивающее обучение 
  • дифференцированное обучение
  • игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность).                                                                                                                                                                                                                                                                                               
  • личностно – ориентированные технологии
  • групповые и коллективные способы обучения
  • исследовательские методы обучения
  • здоровье – сберегающие технологии
  • технология обучение на проблемно – поисковой основе
  • информационные технологии
  • проекты

Формы работы с детьми, испытывающими трудности:

-индивидуальный подход,

- предотвращение наступления утомляемости,

- активизация познавательной деятельности,

- обогащение знаниями об окружающем мире,

- проявление педагогического такта.

5.Требования к результатам освоения программы.

Предметные результаты 

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального  общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные  языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

6. Общая трудоемкость курса

    В соответствии с учебным планом на изучение курса  «Русский язык » в 1-4 классах отводится 675 часов

7. Формы оценивания

         Оценка качества освоения программы включает текущую и промежуточную   аттестацию.

 Форма текущей аттестации: тесты, проверочные работы, диктанты.

 Форма промежуточной аттестации: диктант с грамматическим заданием

 В 1 классе – безотметочное обучение.

  8.  Составитель программы: Шабанова Галина Алексеевна

Аннотация к адаптированной образовательной программе по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 1 (1 дополнительного) – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.2). Учебно-методический комплект "Планета знаний".

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Адаптированная образовательная программа по русскому языку для учащихся 1 (1 дополнительного) – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МОБУ СШ № 2 и авторской программы  курса  авторы:Т.М.Андрианова, В.П.Илюхина, Л.Я. Желтовская (УМК «Планета знаний» М.: Астрель, 2017г.)

В 1классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели). В 1 дополнительном классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).

Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей учащихся раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

  1. Цель.

Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

  1. Структура курса

Виды речевой деятельности (Слушание. Говорение. Чтение. Письмо.) Обучение грамоте (Фонетика. Графика. Чтение. Письмо. Слово и предложение. Орфография. Развитие речи.) Фонетика и орфоэпия. Графика. Состав слова (морфемика). Морфология. Лексика. Синтаксис. Орфография и пунктуация. Развитие речи.

      4. Основные образовательные технологии

Развивающее обучение, дифференцированное обучение, игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность)  личностно – ориентированные технологии, групповые и коллективные способы обучения, здоровье – сберегающие технологии, информационные технологии.

Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.

Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ОВЗ.

Индивидуальный подход.

Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.

Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

Использование много кратных указаний, упражнений.

Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.

Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.

Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

  1. Требования к результатам освоения программы.

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Русский язык» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:

- расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;

- развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения звуков, слов и т.п.);

- улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

- совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради, размещение элементов букв выше или ниже опорной строки и т.п.);

- улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса, предъявления эталонных речевых образцов;

- развитие действий самоконтроля при оценке полученного результата.

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются как:

1)         формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2)         формирование интереса к изучению родного (русского) языка;

3)         овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;

4)         овладение основами грамотного письма;

5)         овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;

6)         формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

7)         использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

  1. Общая трудоемкость курса

В соответствии с учебным планом на изучение курса «Русский язык» в 1 (1 дополнительном) – 4 классах отводится 840 часов.

  1. Формы оценивания.

         Оценка качества освоения программы включает текущую и промежуточную. Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.

  1. Составитель программы. Кокурина Ж.М.

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету «Русский язык»

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

 с задержкой психического развития (Вариант 7.2)

1(1 дополнительного) – 4 классов

Аннотация к адаптированной образовательной программе по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 1 (1 дополнительного) - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.2). Предметная линия учебников "Школа России".

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Адаптированная образовательная программа по русскому языку для учащихся 1 (1 дополнительного) – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МОБУ СШ № 2 и авторской программы  курса  «Русский язык » 1- 4 класс , Канакиной В.П.. Горецкого В.Г (УМК «Школа России» М.: Просвещение, 2019г.).

 В 1 классе  — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели). В 1 дополнительном классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).

Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей учащихся раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

  1. Цель.

Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

  1. Структура курса

Виды речевой деятельности (Слушание. Говорение. Чтение. Письмо.) Обучение грамоте (Фонетика. Графика. Чтение. Письмо. Слово и предложение. Орфография. Развитие речи.) Фонетика и орфоэпия. Графика. Состав слова (морфемика). Морфология. Лексика. Синтаксис. Орфография и пунктуация. Развитие речи.

  1. Основные образовательные технологии

Развивающее обучение, дифференцированное обучение, игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность)  личностно – ориентированные технологии, групповые и коллективные способы обучения, здоровье – сберегающие технологии, информационные технологии.

  1. Требования к результатам освоения программы.

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются как:

1)         формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2)         формирование интереса к изучению родного (русского) языка;

3)         овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;

4)         овладение основами грамотного письма;

5)         овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;

6)         формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

7)         использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

  1. Общая трудоемкость курса

В соответствии с учебным планом на изучение курса «Русский язык» в 1 (1 дополнительном) – 4 классах отводится 840 часов.

  1. Формы оценивания.

         Оценка качества освоения программы включает текущую и промежуточную. Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.

  1. Составитель программы. Оконечникова Ж.А.

НАЗАД