Аннотация к адаптированной образовательной программе по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 1 - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.1). Учебно-методический комплект "Планета знаний".
-
Место учебного предмета в учебном плане
Адаптированная образовательная программа по русскому языку для учащихся 1– 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МОБУ СШ № 2 и авторской программы курса авторы:Т.М.Андрианова, В.П.Илюхина, Л.Я. Желтовская (УМК «Планета знаний» М.: Астрель, 2017г.)
Для реализации программы выбран учебно-методический комплект «Планета знаний», который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение в соответствии с ФГОС, включающий в себя:
1. В.А. Илюхина Прописи № 1,2,3,4 – М.:АСТ Астрель 2018 2. Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина. Русский язык (1класс) – М.:АСТ.,Астрель 2018
3. Л.Я.Желтовская Русский язык (2,3,4 класс) – М.: АСТ, Астрель. 2018 г.
В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).
Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.1 образовательных потребностей учащихся раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
- Цель и задачи.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует цели:
– познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и формированием логического и абстрактного мышления обучающихся; - социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе: 1. Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2. Освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3. Овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
- Структура курса
Виды речевой деятельности (Слушание. Говорение. Чтение. Письмо.) Обучение грамоте (Фонетика. Графика. Чтение. Письмо. Слово и предложение. Орфография. Развитие речи.) Фонетика и орфоэпия. Графика. Состав слова (морфемика). Морфология. Лексика. Синтаксис. Орфография и пунктуация. Развитие речи.
- Основные образовательные технологии:
В процессе изучения предмета используются технологии уровневой дифференциации, проблемного обучения, технология проектной деятельности, развивающее обучение, игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность) личностно – ориентированные технологии, групповые и коллективные способы обучения, здоровье – сберегающие технологии, информационные технологии.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ:
Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ОВЗ.
Индивидуальный подход.
Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
Использование много кратных указаний, упражнений.
Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
- Требования к результатам освоения программы.
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Русский язык» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:
- расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;
- развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения звуков, слов и т.п.);
- улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
- совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради, размещение элементов букв выше или ниже опорной строки и т.п.);
- улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса, предъявления эталонных речевых образцов;
- развитие действий самоконтроля при оценке полученного результата.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются как:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
4) овладение основами грамотного письма;
5) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
- Общая трудоемкость курса
В соответствии с учебным планом на изучение курса «Русский язык» в 1 – 4 классах отводится 675 часов.
- Формы оценивания.
Оценка качества освоения программы включает текущую и промежуточную. Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.
- Составитель программы. Кокурина Ж.М.
Аннотация к адаптированной образовательной программе по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 1 - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.1). Учебно-методический комплект "Школа России".
1. Место учебного предмета в учебном плане
Адаптированная образовательная программа по русскому языку для учащихся 1 – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МОБУ СШ № 2 и авторской программы курса «Русский язык » 1- 4 класс , Канакиной В.П.. Горецкого В.Г (УМК «Школа России» М.: Просвещение, 2019г.).
Разработана на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР и программы формирования универсальных учебных действий.
На изучение русского языка в 1 классе отводится — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).
Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Адаптация к специфическим для варианта 7.1 образовательным потребностям учащихся раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения. календарно-тематическом планировании, формах работы с учащимися,спытывающими трудности в усвоении программы
2. Цель
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека
3.Структура курса
Основные разделы программы:
- Обучение грамоте
- Фонетика и орфоэпия
- Графика
- Лексика
- Состав слова
- Морфология
- Синтаксис
- Орфография и пунктуация
- Развитие речи
- Текст
4. Основные образовательные технологии
- развивающее обучение
- дифференцированное обучение
- игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность).
- личностно – ориентированные технологии
- групповые и коллективные способы обучения
- исследовательские методы обучения
- здоровье – сберегающие технологии
- технология обучение на проблемно – поисковой основе
- информационные технологии
- проекты
Формы работы с детьми, испытывающими трудности:
-индивидуальный подход,
- предотвращение наступления утомляемости,
- активизация познавательной деятельности,
- обогащение знаниями об окружающем мире,
- проявление педагогического такта.
5.Требования к результатам освоения программы.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
6. Общая трудоемкость курса
В соответствии с учебным планом на изучение курса «Русский язык » в 1-4 классах отводится 675 часов
7. Формы оценивания
Оценка качества освоения программы включает текущую и промежуточную аттестацию.
Форма текущей аттестации: тесты, проверочные работы, диктанты.
Форма промежуточной аттестации: диктант с грамматическим заданием
В 1 классе – безотметочное обучение.
8. Составитель программы: Шабанова Галина Алексеевна
Аннотация к адаптированной образовательной программе по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 1 (1 дополнительного) – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.2). Учебно-методический комплект "Планета знаний".
- Место учебного предмета в учебном плане
Адаптированная образовательная программа по русскому языку для учащихся 1 (1 дополнительного) – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МОБУ СШ № 2 и авторской программы курса авторы:Т.М.Андрианова, В.П.Илюхина, Л.Я. Желтовская (УМК «Планета знаний» М.: Астрель, 2017г.)
В 1классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели). В 1 дополнительном классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).
Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей учащихся раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
- Цель.
Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
- Структура курса
Виды речевой деятельности (Слушание. Говорение. Чтение. Письмо.) Обучение грамоте (Фонетика. Графика. Чтение. Письмо. Слово и предложение. Орфография. Развитие речи.) Фонетика и орфоэпия. Графика. Состав слова (морфемика). Морфология. Лексика. Синтаксис. Орфография и пунктуация. Развитие речи.
4. Основные образовательные технологии
Развивающее обучение, дифференцированное обучение, игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность) личностно – ориентированные технологии, групповые и коллективные способы обучения, здоровье – сберегающие технологии, информационные технологии.
Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ОВЗ.
Индивидуальный подход.
Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
Использование много кратных указаний, упражнений.
Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
- Требования к результатам освоения программы.
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Русский язык» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:
- расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;
- развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения звуков, слов и т.п.);
- улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
- совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради, размещение элементов букв выше или ниже опорной строки и т.п.);
- улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса, предъявления эталонных речевых образцов;
- развитие действий самоконтроля при оценке полученного результата.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются как:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
4) овладение основами грамотного письма;
5) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
- Общая трудоемкость курса
В соответствии с учебным планом на изучение курса «Русский язык» в 1 (1 дополнительном) – 4 классах отводится 840 часов.
- Формы оценивания.
Оценка качества освоения программы включает текущую и промежуточную. Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.
- Составитель программы. Кокурина Ж.М.
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
с задержкой психического развития (Вариант 7.2)
1(1 дополнительного) – 4 классов
Аннотация к адаптированной образовательной программе по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 1 (1 дополнительного) - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.2). Предметная линия учебников "Школа России".
- Место учебного предмета в учебном плане
Адаптированная образовательная программа по русскому языку для учащихся 1 (1 дополнительного) – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МОБУ СШ № 2 и авторской программы курса «Русский язык » 1- 4 класс , Канакиной В.П.. Горецкого В.Г (УМК «Школа России» М.: Просвещение, 2019г.).
В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели). В 1 дополнительном классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).
Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей учащихся раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
- Цель.
Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
- Структура курса
Виды речевой деятельности (Слушание. Говорение. Чтение. Письмо.) Обучение грамоте (Фонетика. Графика. Чтение. Письмо. Слово и предложение. Орфография. Развитие речи.) Фонетика и орфоэпия. Графика. Состав слова (морфемика). Морфология. Лексика. Синтаксис. Орфография и пунктуация. Развитие речи.
- Основные образовательные технологии
Развивающее обучение, дифференцированное обучение, игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность) личностно – ориентированные технологии, групповые и коллективные способы обучения, здоровье – сберегающие технологии, информационные технологии.
- Требования к результатам освоения программы.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются как:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
4) овладение основами грамотного письма;
5) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
- Общая трудоемкость курса
В соответствии с учебным планом на изучение курса «Русский язык» в 1 (1 дополнительном) – 4 классах отводится 840 часов.
- Формы оценивания.
Оценка качества освоения программы включает текущую и промежуточную. Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.
- Составитель программы. Оконечникова Ж.А.