Страница обновлена 19.10.2021

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Страница обновлена 19.10.2021
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Аннотация к адаптированной образовательной программе по учебному предмету «Литературное чтение» для учащихся 1– 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.1). Авторская программа Виноградовой Н.Ф.

Аннотация к адаптированной образовательной программе по учебному предмету «Литературное чтение» для учащихся 1– 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.1). Авторская программа Э.Э.Кац , Т.М. Андриановой.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Адаптированная образовательная программа по литературному чтению для учащихся 1– 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МОБУ СШ № 2 и авторской программы курса «Литературное  чтение», Э.Э.Кац , Т.М. Андриановой  (Букварь) (УМК «Планета знаний» М.: Астрель, 2017г. )

На изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе отводится 414 часов.                  В 1 классе – 40 часов (4 часа в неделю, 10 учебных недель). Во 2-3 классах – по 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе) и в 4 классе 102 часа(3 часа в неделю, 34 учебные недели).

Для реализации программы выбран учебно-методический комплект «Планета знаний», который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение в соответствии с ФГОС 2009 г., включающий в себя:  Э.Э. Кац. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. – М.: АСТ: Астрель, 2018.  Э.Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. В 2 ч. – М.: АСТ: Астрель, 2018.   Э.Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 3 ч. – М.: АСТ: Астрель, 2018.  Э.Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. В 3 ч. – М.: АСТ: Астрель, 2018.                                            

«Литературное чтение» в начальной школе является неотъемлемой частью курса русского языка, обеспечивающей введение ребенка в мир художественной литературы. Данный предмет способствует повышению читательской компетентности учащихся с ЗПР, формирует потребность в систематическом чтении. 

Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.1 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в тематическом планировании. 

  1. Цель.

Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является формирование у учащихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению. Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса: 

 - формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;                                                             

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;                                                                           

- развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;                                                                

  – формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;                                                        

- формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;                                                                                                                        

 - развитие воображения, творческих способностей;                                                                                                         

- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;                                                                                                                               

- обогащение представлений об окружающем мире.  

  1. Структура курса

Виды речевой и читательской деятельности (Аудирование (слушание). Чтение (Чтение вслух. Чтение про себя. Работа с разными видами текста. Библиографическая культура. Работа с текстом художественного произведения. Работа с учебными, научно­популярными и другими текстами.). Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Круг детского чтения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).

       4. Основные образовательные технологии

•    технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно – деятельностного подхода

•    технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения

•    технологии, основанные на создании учебных ситуаций

•    технологии, основанные на реализации проектной деятельности

•    технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс

•    информационно – коммуникативные технологии

Развивающее обучение, игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность), групповые и коллективные способы обучения, здоровье – сберегающие технологии.  

   Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.

Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ОВЗ.

Индивидуальный подход.

Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.

Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

Использование много кратных указаний, упражнений.                                                                                                                                                                                                                           Требования к результатам освоения программы.

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Литературное чтение» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже перечисленным параметрам.

В формировании фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза:

  • развитие умения устанавливать последовательность звуков в слове, осуществлять звуко-буквенный анализ слов;
  • понимание содержания звучащей речи.

В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух:

  • овладение навыком плавного слогового чтения слогов, слов и предложений, состоящих из слов несложной слоговой структуры;
  • определение последовательности событий, понимание прочитанного.

В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении:

  • накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности;
  • понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом.

В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития ребенка:

  • развитие умение сопереживать героям;
  • умение охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.

В преодолении недостатков в развитии речи обучающихся, в формировании речевых умений:

  • осознание цели речевого высказывания;
  • умение задавать вопрос по услышанному произведению;
  • умение слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы.

В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении чувственного опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной активности:

  • умение отвечать на вопросы, нацеленные на осознание причинно-следственных связей по содержанию;
  • формирование запаса литературных художественных впечатлений;
  • понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;
  • актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного;
  • развитие у детей интереса к художественной литературе.

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются как:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
  3. осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
  4. понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
  5. формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
  6. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
  7. формирование потребности в систематическом чтении;
  8. выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
  1. Общая трудоемкость курса

В соответствии с учебным планом на изучение курса «Литературное чтение» в 1- 4 классах отводится 414 часов.

  1. Формы оценивания.

          Оценка качества освоения программы включает текущую и промежуточную. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы.

  1. Составитель программы. Кокурина Ж.М.

Аннотация к адаптированной образовательной программе по учебному предмету «Литературное чтение» для учащихся 1 (1 – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.1). Учебно- методический комплект «Школа России».

1.  Место учебного предмета в учебном плане

      Адаптированная образовательная программа по литературному чтению предназначена  для учащихся 1 – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья. Составлена  в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для  обучающихся с задержкой психического развития МОБУ СШ № 2 и авторской программы курса «Литературное  чтение» Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной (УМК «Школа России», М.Просвещение,2019)

      Разработана на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР и программы формирования универсальных учебных действий. Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.1 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в тематическом планировании. 

      Курс «Литературное чтение» рассчитан на 506 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40ч (4ч в неделю,10  учебных недель) и 92 часа в период обучения грамоте (23 недели), во2–3классах по 136ч (4ч в неделю , 34 учебные недели в каждом классе), в 4 классе-102ч (3ч в неделю)

2. Цель курса:

овладение  осознанным,  правильным,  беглым  и  выразительным  чтением  как  базовым  навыком  в  системе  образования  младших школьников;

 совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;

развитие интереса к чтению и книге;

формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

Структура курса

  • обучение грамоте
  • виды речевой и читательской деятельности
  • круг детского чтения
  • литературоведческая пропедевтика
  • творческая деятельность учащихся

4. Основные образовательные технологии

  • развивающее обучение 
  • дифференцированное обучение
  • игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность).                                                                                                                                                                                                                                                                                               
  • личностно – ориентированные технологии
  • групповые и коллективные способы обучения
  • исследовательские методы обучения
  • здоровье – сберегающие технологии
  • технология обучение на проблемно – поисковой основе
  • информационные технологии
  • проекты

Формы работы с детьми, испытывающими трудности:

индивидуальный подход,

предотвращение наступления утомляемости,

активизация познавательной деятельности,

обогащение знаниями об окружающем мире,

проявление педагогического такта.

5. Требования к результатам освоения программы.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития;

формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

успешности обучения по всем учебным предметам;

формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

6. Общая трудоемкость курса

 В соответствии с учебным планом на изучение курса  «Литературное чтение»  в 1-4 классах отводится 506 часов

7.Формы оценивания

      Форма текущего контроля: тестовые, проверочные, контрольные работы

 Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы по  проверке навыка чтения и работы с текстом

8. Составитель программы:  Шабанова Галина Алексеевна

Аннотация к адаптированной образовательной программе по учебному предмету «Литературное чтение» для учащихся 1 (1 дополнительного) – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.2). Авторская программа Виноградовой Н.Ф.

Место учебного предмета в учебном плане.

Адаптированная образовательная программа по литературному чтению для учащихся 1– 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МОБУ СШ № 2 и авторской программы курса «Литературное  чтение» Виноградова Н. Ф., Хомякова И. С., Сафонова И. В. 

На изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе отводится 414 часов.                 

 В 1 классе – 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебных недели). Во 2-3 классах – по 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе) и в 4 классе 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).

Для реализации программы выбран учебно-методический комплект «Школа XXI век», который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение в соответствии с ФГОС , включающий в себя:  Виноградова Н. Ф., Хомякова И. С., Сафонова И. В. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. В 2 ч.-М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2020 г., Виноградова Н. Ф., Хомякова И. С., Сафонова И. В. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. В 2 ч. – М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2020 г. ., Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В.  Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 3 ч. –М:  Издательский центр «Вентана-Граф», 2020., Виноградова Н. Ф., Хомякова И. С., Сафонова И. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. В 3 ч. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2020 г.

Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в тематическом планировании.

Цель.

Цели обучения в первом звене школьного образования сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2009). С учетом специфики содержания литературного чтения общие цели могут быть представлены как личностные, предметные и метапредметные результаты обучения:

 -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

 -формирование ценностей многонационального российского общества;

 -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств средствами художественной литературы и фольклора;

 -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

 -овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

 -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построение рассуждений;

-готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 -умение строить совместную деятельность;

 -понимание литературы как явления национальной и мировой литературы, как средства сохранения и передачи нравственных традиций общества;

- осознание значимости чтения для личного развития;

 -использование разных видов чтения для самообразования; способность ознанно воспринимать и оценивать специфику различных текстов; умение работать с информацией, представленной в них;

 - пользование справочной литературой.

Структура курса

Восприятие фольклорных и художественных произведений. «Жанры фольклора и художественной литературы (общее представление). «Работа с фольклорными и художественными текстами. Литературоведческая компетенция». «Развитие речи». Библиографическая культура (работа с книгой). «Страницы истории детской литературы».  Работа с текстом художественного произведения.  Говорение (культура речевого общения).

Основные образовательные технологии

Технологии обучения: игровые, здоровье-сберегающие, информационно -коммуникативные, проблемно- поисковые, личностно – ориентированные, технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

           Требования к результатам усвоения программы

К концу обучения в первом классе обучающийся приобретет следующие предметные достижения.

 На базовом уровне:

— читать вслух плавно целыми словами небольшие доступные по содержанию и объему тексты (скорость соответствует индивидуальному темпу), с учетом пунктуационных знаков;

 — понимать прочитанное (прослушанное), отвечать на вопросы, касающиеся содержания прочитанного (прослушанного) текста;

 — определять настроение, которое вызывает произведение (грустно, радостно, весело…);

 — соотносить текст (иллюстрацию) с названием произведения;

 — продолжать (заканчивать) прослушанный (прочитанный) незаконченный текст произведения, соблюдая последовательность событий;

 — различать на слух прозаические и стихотворные произведения

; — характеризовать кратко героя, используя текст, рисунки (иллюстрации);

 — воспроизводить (пересказывать) небольшие тексты, эпизоды из них.

 На повышенном уровне: — читать вслух плавно целыми словами с использованием выразительных средств (интонаций, темпа);

 — понимать, что заглавие текста отражает его особенности — тему, главную мысль;

 — сравнивать произведения по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с этой точки зрения;

 — сравнивать и оценивать поступки героев;

 — пересказывать текст по иллюстрациям;

 — читать по ролям небольшие диалоги из сказок;

 — конструировать загадки (по рисункам, небольшим текстам);

 — восстанавливать текст по иллюстрациям, в которых нарушена последовательность.

Метапредметные результаты (универсальные учебные действия) — начальный этап   Познавательные УУД:

 — осознавать цель речевого высказывания;

 — воспроизводить цель деятельности (по образцу);

 — осуществлять поиск информации на заданную тему в коротком простом тексте и/иллюстрации по образцу, предложенному алгоритму;

 — анализировать предложенный образец выполнения задания (что сначала, что потом…), пошагово его воспроизводить.

 Коммуникативные УУД:

 — воспроизводить главную мысль текста после его обсуждения;

— задавать вопросы по теме обсуждения;

— отвечать на вопросы кратко и развернуто;

— пересказывать небольшие тексты разного жанра по предложенному плану; — составлять небольшие описания (по образцу, иллюстрациям, опорным словам).  Регулятивные УУД:

 — принимать учебную задачу, поставленную учителем;

 — проводить совместно с учителем (одноклассниками) контроль результата работы;

 — устанавливать (с помощью учителя и одноклассников) речевые ошибки при чтении и говорении.

    Общая трудоемкость курса

В соответствии с учебным планом на изучение курса «Литературное чтение» в 1- 4 классах отводится 414 часов.

Формы оценивания.

 Оценка качества освоения программы включает текущую и промежуточную. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы.

Составитель программы: Ершова Т.С.

Аннотация к адаптированной образовательной программе по учебному предмету «Литературное чтение» для учащихся 1 (1 дополнительного) – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.2). Авторская программа Э.Э.Кац , Т.М. Андриановой.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Адаптированная образовательная программа по литературному чтению для учащихся 1 (1 дополнительного) – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МОБУ СШ № 2 и авторской программы курса «Литературное  чтение», Э.Э.Кац , Т.М. Андриановой  (Букварь) (УМК «Планета знаний» М.: Астрель, 2017г. )

 В 1классе-132 ч (4ч в неделю, 33 учебные недели) и 1 дополнительном классе — 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2—3 классах на уроки литературного чтения отводится по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).  В 4 классе – 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).

«Литературное чтение» в начальной школе является неотъемлемой частью курса русского языка, обеспечивающей введение ребенка в мир художественной литературы. Данный предмет способствует повышению читательской компетентности учащихся с ЗПР, формирует потребность в систематическом чтении. 

Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в тематическом планировании. 

  1. Цель.

Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является формирование у учащихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению.

  1. Структура курса

Виды речевой и читательской деятельности (Аудирование (слушание). Чтение (Чтение вслух. Чтение про себя. Работа с разными видами текста. Библиографическая культура. Работа с текстом художественного произведения. Работа с учебными, научно­популярными и другими текстами.). Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Круг детского чтения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).

         4. Основные образовательные технологии

Развивающее обучение, дифференцированное обучение, игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность)     личностно – ориентированные технологии, групповые и коллективные способы обучения, здоровье – сберегающие технологии, информационные технологии, проекты.

Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.

Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ОВЗ.

Индивидуальный подход.

Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.

Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

Использование много кратных указаний, упражнений.

Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.

Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.

Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

  1. Требования к результатам освоения программы.

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Литературное чтение» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже перечисленным параметрам.

В формировании фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза:

  • развитие умения устанавливать последовательность звуков в слове, осуществлять звуко-буквенный анализ слов;
  • понимание содержания звучащей речи.

В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух:

  • овладение навыком плавного слогового чтения слогов, слов и предложений, состоящих из слов несложной слоговой структуры;
  • определение последовательности событий, понимание прочитанного.

В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении:

  • накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности;
  • понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом.

В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития ребенка:

  • развитие умение сопереживать героям;
  • умение охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.

В преодолении недостатков в развитии речи обучающихся, в формировании речевых умений:

  • осознание цели речевого высказывания;
  • умение задавать вопрос по услышанному произведению;
  • умение слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы.

В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении чувственного опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной активности:

  • умение отвечать на вопросы, нацеленные на осознание причинно-следственных связей по содержанию;
  • формирование запаса литературных художественных впечатлений;
  • понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;
  • актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного;
  • развитие у детей интереса к художественной литературе.

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются как:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
  3. осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
  4. понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
  5. формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
  6. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
  7. формирование потребности в систематическом чтении;
  8. выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
  1. Общая трудоемкость курса

В соответствии с учебным планом на изучение курса «Литературное чтение» в 1 (1 дополнительном) – 4 классах отводится 638 часов.

  1. Формы оценивания.

         Оценка качества освоения программы включает текущую и промежуточную. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы.

  1. Составитель программы. Кокурина Ж.М. 

Аннотация к адаптированной образовательной программе по учебному предмету «Литературное чтение» для учащихся 1 (1 дополнительного) – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.2). Предметная линия учебников "Школа России".

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Адаптированная образовательная программа по литературному чтению для учащихся 1 (1 дополнительного) – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МОБУ СШ № 2 и авторской программы курса «Литературное  чтение» Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной, (УМК «Школа России», М.Просвещение,2019)

 В 1 классе – 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели). В 1 дополнительном классе — 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2—3 классах на уроки литературного чтения отводится по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).  В 4 классе – 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).

«Литературное чтение» в начальной школе является неотъемлемой частью курса русского языка, обеспечивающей введение ребенка в мир художественной литературы. Данный предмет способствует повышению читательской компетентности учащихся с ЗПР, формирует потребность в систематическом чтении. 

Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в тематическом планировании. 

  1. Цель.

Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является формирование у учащихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению.

  1. Структура курса

Виды речевой и читательской деятельности (Аудирование (слушание). Чтение (Чтение вслух. Чтение про себя. Работа с разными видами текста. Библиографическая культура. Работа с текстом художественного произведения. Работа с учебными, научно­популярными и другими текстами.). Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Круг детского чтения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).

  1. Основные образовательные технологии

Развивающее обучение, дифференцированное обучение, игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность)  личностно – ориентированные технологии, групповые и коллективные способы обучения, здоровье – сберегающие технологии, информационные технологии, проекты.

  1. Требования к результатам освоения программы.

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются как:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
  3. осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
  4. понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
  5. формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
  6. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
  7. формирование потребности в систематическом чтении;
  8. выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
  9. Общая трудоемкость курса

В соответствии с учебным планом на изучение курса «Литературное чтение» в 1 (1 дополнительном) – 4 классах отводится 638 часов.

  1. Формы оценивания.

         Оценка качества освоения программы включает текущую и промежуточную. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы по проверке навыка чтения и работы с текстом.

  1. Составитель программы. Оконечникова Ж.А. 

НАЗАД