Страница обновлена 18.10.2021

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Страница обновлена 18.10.2021
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Аннотация к адаптированной рабочей программе по учебному предмету «Природоведение» для учащихся 5-6 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих легкую умственную отсталость

1. Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с ФГОС образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Природоведение» входит в образовательную область «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана

2. Цели и задачи изучения предмета «Природоведение»

Цель: освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушением интеллекта.

Основными задачами курса «Природоведение» являются:

  1. сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
  2. демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
  3. формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и др.;
  4. формирование предметных и общеучебных умений и навыков;
  5. воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
  6. воспитание социально значимых качеств личности;
  7. формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений);
  8. формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни.

3. Структура курса

Программа по курсу «Природоведение»  для 5-6 классов состоит из 6 разделов:

  1. «Вселенная»
  2. «Наш дом – Земля»
  3. «Есть на Земле страна Россия»
  4. «Растительный мир Земли»
  5. «Животный мир Земли»
  6. «Человек»

4. Основные образовательные технологии.

  • дифференцированное обучение
  • игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность).
  • личностно – ориентированные технологии
  • здоровьесберегающие технологии
  • технология разноуровневого  обучения
  • информационно-коммуникационные технологии
  • технология  деятельностного подхода

5. Требования к результатам освоения программы.

5 класс:

Личностные результаты:

  • Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих территорию нашей страны.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей страны, ее населению, традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям.
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради на печатной основе, работе со статьей учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.). Формирование готовности обращаться к взрослым и сверстниками в бытовых ситуациях на прогулке, в парке, в столовой.
  • Формирование готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний о правилах поведения в быту и в природе (соблюдение правил пользования водой в быту, правила проветривания помещений)
  • Формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни.
  • Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование знаний безопасного (правильного) поведения в природе и в быту (например, соблюдение техники безопасности при пользовании газовой плитой, проветривание помещений, мер, принимаемых для очистки воды и поддержания чистоты воздуха, измерение температуры воды, воздуха).
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Знакомство с многонациональным населением страны, традициями и обычаями населения, природными и культурными достопримечательностями нашей страны, достижениями науки (полеты в космос, переработка полезных ископаемых), формирование стремления поддерживать и соблюдать традиции своего региона и своей страны, формирование бережного отношения к природным богатствам (ресурсам) нашей страны – экологическое воспитание.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство       со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи и др.).

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  • узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях;
  • представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть – горючее полезное ископаемое);
  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
  • соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;
  • соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень:

  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию учителя;
  • представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (золото – полезное ископаемые, металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);
  • называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
  • выделение существенных признаков групп объектов;
  • знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
  • участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
  • выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
  • совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
  • выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
  • осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

6 класс:

Личностные результаты:

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее природным богатствам.
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради на печатной основе, работе со статьей учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.). Формирование готовности обращаться к взрослым и сверстниками в бытовых ситуациях, например, в поликлинике, магазине при выборе продуктов и др.
  • Формирование готовности к самостоятельной    жизни. Формирование знаний о здоровом образе жизни (режиме дня, чередовании труда и отдыха, здоровом питании, правильной осанке, гигиене), формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни. Знакомство с доступными правилами ухода за комнатными растениями, домашними животными и животными живого уголка.
  • Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование умений соблюдать правила личной гигиены, режима дня, здорового питания, умения ухаживать за комнатными растениями и домашними животными (кошки, собаки, аквариумные рыбки, декоративные птицы).
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Формирование бережного отношения к природе, знакомство с Красной книгой – экологическое воспитание.
  • Знакомство с многонациональным населением страны, традициями и обычаями населения,            природными и культурными достопримечательностями нашей страны, достижениями науки, формирование стремления поддерживать и соблюдать традиции своего региона и своей страны.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем   (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи и др.).

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
  • представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (хвойные деревья, рыбы, насекомые);
  • соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;
  • соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
  • выполнение несложных заданий под контролем учителя;
  • адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень:

  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
  • представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (корова – животное, млекопитающее     животное, травоядное          животное, сельскохозяйственное животное);
  • называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
  • выделение существенных признаков групп объектов;
  • знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
  • участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
  • выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
  • совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
  • выполнение  доступных возрасту природоохранительных действий;
  • осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

6. Общая трудоемкость курса.

Адаптированная рабочая программа по предмету «Природоведение» в 5,6 классах в соответствии с учебным планом  МОБУ СШ №2 рассчитана на 68 часов в год, т.е. 2 часа в неделю (34 учебных недели).

7. Формы оценивания.

Оценка качества освоения  программы включает  текущую, промежуточную и  итоговую аттестацию.

Формой промежуточной аттестации является тестовая работа.

8. Составитель программы -  Птицына Т.В

назад