Аннотация к адаптированной рабочей программе по учебному предмету «Биология» для учащихся 7 -9 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих легкую умственную отсталость
1. Место учебного предмета в учебном плане
Адаптированная рабочая программа курса «Биология» составлена в соответствии с учебным планом для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих умственную отсталость на основе программы «Биология», опубликованной в сборнике программ специальной (коррекционной) школы VIII вида, 5-9 классы, часть 1»/ Под редакцией В.В. Воронковой, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. – М. Владос, 2011.
Предмет входит в предметную область «Естествознание».
2. Цель:
- Сформировать элементарные научные представления о компонентах природы; строении растений, животных, организма человека и его здоровье.
- показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
- сформировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
- развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять токсический запас, развивать связную речь и другие психические функции.
3. Структура курса
Содержание курса выстроено с учётом особенностей познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями, с учётом их возрастных особенностей.
В содержании программы присутствуют разделы по классам:
Тематическое планирование уроков биологии
(«Растения, грибы и бактерии») в 7 классе (68 ч)
№ |
Наименование разделов |
Всего часов |
Введение – 1 час. |
||
|
Многообразие растений |
4 |
|
Цветок |
6 |
|
Семя растений |
4 |
4 |
Корень |
3 |
5 |
Лист |
6 |
6 |
Стебель |
4 |
7 |
Растение – целостный организм. |
2 |
Многообразие растений, бактерий, грибов – 36 часов. |
||
|
Мхи |
2 |
|
Папоротники |
1 |
|
Голосеменные |
2 |
|
Различия однодольных растений и двудольных |
1 |
|
Злаки |
3 |
|
Лилейные |
3 |
Двудольные растения |
||
|
Пасленовые |
3 |
|
Бобовые |
2 |
|
Розоцветные |
3 |
|
Сложноцветные |
2 |
|
Урок обобщающего повторения |
1 |
|
Экскурсия «Весенние работы в саду». |
2 |
|
Практические работы по уходу за комнатными растениями |
3 |
|
Практические работы на пришкольном участке |
3 |
|
Обобщение темы «Растение – живой организм». |
1 |
|
Бактерии |
2 |
|
Грибы |
2 |
|
Всего |
68 ч |
Тематическое планирование уроков биологии («Животные») в 8 классе (68 ч)
№№ |
наименование разделов |
Всего часов |
|
Введение – 1 час. |
|
I. Беспозвоночные животные – 12 час. |
||
|
Беспозвоночные животные и их признаки |
1 |
|
Черви |
3 |
|
Насекомые |
8 |
II. Позвоночные животные – 55 часов. |
||
|
Позвоночные животные и их признаки. |
1 |
|
Рыбы |
8\6 ч |
|
Земноводные. |
3 |
|
Пресмыкающиеся |
3 |
|
Птицы |
12 |
|
Млекопитающие |
16 |
|
Растительноядные животные. |
12 |
|
Всего |
68 ч |
Тематическое планирование уроков биологии («Человек») в 9 классе (68 ч)
№ п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Общий обзор организма человека |
4 |
3 |
Опора тела и движение |
11 |
4 |
Кровь и кровоснабжение |
8 |
5 |
Дыхание |
6 |
6 |
Пищеварение |
12 |
7 |
Почки |
3 |
8 |
Кожа |
4 |
9 |
Нервная система |
8 |
10 |
Органы чувств |
6 |
11 |
Охрана здоровья человека в РФ |
2 |
12 |
Резерв |
- |
ВСЕГО |
66ч |
4. Основные образовательные технологии
-технология традиционного обучения;
-технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения;
-технология дифференцированного обучения;
-технология проблемного обучения;
-личностно-ориентированные технологии обучения;
-информационно-коммуникационные технологии;
- технология коррекционно-развивающего обучения;
- игровые технологии;
- технология проектного обучения;
- тестовая технология;
- разноуровневое обучение;
- здоровьесберегающие технологии.
5. Требования к результатам освоения программы.
Минимальный уровень:
- представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;
- знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
- знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;
- выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;
- описание особенностей состояния своего организма;
- знание названий специализации врачей;
- применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
- представления об объектах неживой и живой природы, организме человека;
- осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека;
- установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
- знание признаков сходства и различия между группами растений и животных; выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;
- узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
- знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека;
- знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
- знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций;
- выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);
- владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.
6. Общая трудоемкость курса
Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа – в неделю в каждом классе, то есть на 272 часа с 6 по 9 класс.
7. Формы оценивания.
Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках биологии.
Знания и умения учащихся по биологии оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса; проверки осознанности прочитанного и услышанного.
Промежуточная аттестация – тест (проверка навыка работы с изображениями, осознанности чтения текстов по биологии)
8. Составитель программы: Кириллова Елена Вячеславовна.