Аннотация к рабочей программе по учебному предмету химия 10-11 класс
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Химия» входит в предметную область «Естественно-научные предметы».
Рабочая программа по химии для 10- 11 классов составлена на основе рабочих программ по химии 10 – 11 классы к линии УМК под редакцией О. С. Габриеляна: учебно-методическое пособие / О. С. Габриелян. — М. : Дрофа, 2017. — 123, [1] с. Концентрическая структура, которая соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
Примерная программа СОО на изучение химии в 10 классе отводит 2 часа, в 11 классе 1 час. По учебному плану СОО МОБУ СШ №2 в 11 классе добавлен 1 час. Таким образом, на изучение химии в 10-11классах – по 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с образовательными особенностями контингента учащихся школы и целями изучения химии.
Продолжительность учебного года в соответствии с годовым календарным учебным графиком муниципального образовательного бюджетного учреждения «Средней школы № 2 им. Д.В. Крылова» составляет 34 учебные недели в 10 классе (68 часов) и 33 недели в 11 классе (66 часов).
Цели и задачи изучения предмета «Химия»
Целями курса «Химия» на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях являются:
Социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром веществ.
Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере химической науки.
Развитие познавательных мотивов обучающихся, направленных на получение знаний о веществах; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений.
Создание условий для овладения обучающимися ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.
Формирование у обучающихся системы химических знаний как компонента естественнонаучных знаний.
Развитие личности обучающихся, их интеллектуальных и нравственных качеств, формирование гуманистического отношения к окружающему миру и экологически целесообразного поведения в нем.
Понимание обучающимися химии как производительной силы общества и как возможной области будущей профессиональной деятельности.
Развитие мышления обучающихся посредством таких познавательных учебных действий, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, определять понятия, ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать.
Понимание взаимосвязи теории и практики, умение проводить химический эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключении.
Для достижения этих целей в курсе химии на ступени основного общего образования решаются следующие задачи:
формируются знания основ химической науки — основных фактов, понятий, химических законов и теорий, выраженных посредством химического языка;
развиваются умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лабораторных условиях, в быту и на производстве;
приобретаются специальные умения и навыки по безопасному обращению с химическими веществами, материалами и процессами;
формируется гуманистическое отношение к химии как производительной силе общества, с помощью которой решаются глобальные проблемы человечества;
осуществляется интеграция химической картины мира в единую научную картину.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК по химии в 10-11 классах:
- Габриелян О.С. Программа среднего (полного) общего образования по химии. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2019
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Учебник. Базовый уровень – М.: Дрофа, 2019.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных организаций /О.С. Габриелян, Остроумов И.Г., Сладков С.А. – М.: Просвещение, 2019, 128с.
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 192с.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Книга для учителя. 11 кл. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 272с
Структура курса
10 класс
№ п/п |
Изучаемая тема |
Количество учебных часов |
||
Всего часов |
Практичес-кие работы |
Контроль-ные работы |
||
1 |
Введение |
2 |
|
|
2 |
Теория строения органических соединений |
6 |
|
|
3 |
Углеводороды и их природные источники |
18 |
|
1 |
4 |
Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе |
18 |
|
1 |
5 |
Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе |
11 |
1 |
|
6 |
Химия и жизнь |
13 |
1 |
1 |
|
Итого |
68 |
2 |
3 |
11 класс
№ п/п |
Изучаемая тема |
Количество учебных часов |
||
Всего часов |
Практические работы |
Контрольные работы |
||
1 |
Периодический закон и строение атома |
6 |
|
|
2 |
Строение вещества |
18 |
1 |
1 |
3 |
Электролитическая диссоциация |
19 |
1 |
1 |
4 |
Химические реакции |
22 |
1 |
1 |
5 |
Химия и жизнь |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
66 |
3 |
3 |
Основные образовательные технологии
В процессе изучения химии используются следующие технологии: традиционные (лабораторные и практические работы, самостоятельные работы), технологии деятельностного подхода, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, критического мышления, проектного обучения. Применяются в учебном процессе педагогические технологии: модульное обучение, развитие «критического мышления», разноуровневое обучение, позволяющие каждого ученика направить на активную самостоятельную познавательную деятельность, на развитие личности, на воспитание культуры общения, способности мобилизовать свои морально-волевые усилия на достижения цели в учёбе.
Требования к результатам освоения программы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ХИМИЯ
В результате изучения курса химии в 10-11 классах учащиеся научатся:
- раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
- демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
- раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
- объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
- применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
- составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
- характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
- прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
- использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
- приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
- проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
- владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
- проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
- владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
- осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
- критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
- представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем;
– понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов; – приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов; – приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов; – приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека; – устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов.
Учащиеся получат возможность научиться:
- иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
- использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
- объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
- устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
- прогнозировать химические свойства веществ;
- выявлять существование генетической взаимосвязи;
- устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
- знать процессы круговорота веществ в природе.
Общая трудоемкость курса
Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для уровня среднего общего образования. Химия в средней школе изучается в 10, 11 классах. Общее число учебных часов в 10-11 классах составляет 134 часа, в 10 классе по 68 часов (2 ч в неделю), в 11 классе 66 часов (2 часа в неделю).
Формы оценивания.
Оценка качества освоения программы включает стартовую, текущую, промежуточную аттестацию в форме тестовых работ.
Составитель программы учитель химии
Заичкина Ольга Аркадьевна