Страница обновлена 07.09.2022

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Страница обновлена 07.09.2022
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету химия 10-11 класс

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Химия» входит в предметную область «Естественно-научные    предметы».

Рабочая программа по химии для 10- 11 классов составлена на основе рабочих программ по химии 10 – 11 классы  к линии УМК под редакцией О. С. Габриеляна: учебно-методическое пособие / О. С. Габриелян. — М. : Дрофа, 2017. — 123, [1] с. Концентрическая структура, которая соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.

Примерная программа СОО на изучение химии в 10 классе отводит 2 часа, в 11 классе 1 час. По учебному плану СОО МОБУ СШ №2 в 11 классе добавлен  1 час. Таким образом, на изучение химии в 10-11классах – по 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с образовательными особенностями контингента учащихся школы и целями изучения химии.

Продолжительность учебного года в соответствии с годовым календарным учебным графиком муниципального образовательного бюджетного учреждения «Средней школы № 2 им. Д.В. Крылова» составляет 34 учебные недели в 10 классе (68 часов) и 33 недели в 11 классе  (66 часов).

            Цели и задачи изучения предмета «Химия»

Целями курса «Химия» на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях являются:

Социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром веществ.

Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере химической науки.

Развитие познавательных мотивов обучающихся, направленных на получение знаний о веществах; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений.

Создание условий для овладения обучающимися ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.

Формирование   у обучающихся системы химических знаний как компонента естественнонаучных знаний.

Развитие личности обучающихся, их интеллектуальных и нравственных качеств, формирование гуманистического отношения к окружающему миру и экологически целесообразного поведения в нем.

Понимание обучающимися химии как производительной силы общества и как возможной области будущей профессиональной деятельности.

Развитие мышления обучающихся посредством таких познавательных учебных действий, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, определять понятия, ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать.

Понимание взаимосвязи теории и практики, умение проводить химический эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключении.

 

Для достижения этих целей в курсе химии на ступени основного общего образования решаются следующие задачи:

формируются знания основ химической науки — основных фактов, понятий, химических законов и теорий, выраженных посредством химического языка;

развиваются умения наблюдать и объяснять химические явления,  происходящие  в  природе,  лабораторных  условиях,  в быту и на производстве;

приобретаются специальные умения и навыки по безопасному обращению с химическими веществами, материалами и процессами;

формируется гуманистическое отношение к химии как производительной силе общества, с помощью которой решаются  глобальные проблемы человечества;

осуществляется интеграция химической картины мира в единую научную картину.

 

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК по химии в 10-11 классах:

 

  1. Габриелян О.С.  Программа среднего (полного) общего образования по химии. 10-11  классы. – М.:  Дрофа, 2019
  2. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Учебник. Базовый уровень – М.: Дрофа, 2019.
  3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г.,  Сладков С.А. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных организаций /О.С. Габриелян, Остроумов И.Г.,  Сладков С.А. – М.: Просвещение,    2019, 128с.
  4. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 192с.
  5. Габриелян О.С., Остроумов И.Г.  Книга для учителя. 11 кл. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 272с

Структура  курса

10  класс

п/п

Изучаемая тема

         Количество учебных часов

Всего часов

Практичес-кие работы

Контроль-ные работы

1

Введение

2

 

 

2

 Теория  строения  органических соединений

6

 

 

3

Углеводороды  и их природные источники

18

 

1

4

Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе

18

 

1

5

Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе

11

1

 

6

Химия и жизнь

13

1

1

 

Итого

68

2

3

 

11 класс

п/п

Изучаемая тема

                      Количество учебных часов

Всего  часов

Практические работы

Контрольные работы

1

Периодический закон и строение атома

6

 

 

2

Строение вещества

18

1

1

3

Электролитическая диссоциация

19

1

1

4

Химические реакции

22

1

1

5

Химия и жизнь

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

66

3

3

 

Основные образовательные технологии

В процессе изучения химии используются следующие технологии: традиционные (лабораторные и практические работы, самостоятельные работы), технологии деятельностного подхода, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, критического мышления, проектного обучения. Применяются в учебном процессе педагогические технологии: модульное обучение, развитие «критического мышления», разноуровневое обучение, позволяющие каждого ученика направить на активную самостоятельную познавательную деятельность, на развитие личности, на воспитание культуры общения, способности мобилизовать свои морально-волевые усилия на достижения цели в учёбе.

 

 

Требования к результатам освоения программы.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ХИМИЯ

В результате изучения курса химии  в 10-11 классах учащиеся научатся:

 

  • раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
  • раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
  • объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
  • применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
  • составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
  • характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
  • прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
  • использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
  • приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
  • проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
  • владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
  • проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
  • владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
  • осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
  • критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
  • представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем;

    –    понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;    –   приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;    –   приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;   –    приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;   –    устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
  • использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
  • объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
  • устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
  • прогнозировать химические свойства веществ;
  • выявлять существование генетической взаимосвязи;
  • устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
  • знать процессы круговорота веществ  в природе.

 

 

Общая трудоемкость курса

Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для уровня среднего общего образования. Химия в средней школе изучается в 10, 11 классах. Общее число учебных часов в 10-11 классах составляет 134 часа, в 10 классе по 68 часов (2 ч в неделю),  в 11 классе 66 часов (2 часа в неделю).

Формы оценивания.

Оценка качества освоения программы включает стартовую, текущую, промежуточную аттестацию в форме тестовых  работ.

   Составитель программы учитель химии

                                              Заичкина Ольга Аркадьевна

назад