Страница обновлена 11.10.2021

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Страница обновлена 11.10.2021
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Аннотация к адаптированной рабочей программе по учебному предмету «Родной язык (русский)» для учащихся 4 класса с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.1). 

 

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Адаптированная рабочая программа учебного курса «Родной язык (русский)» для учащихся  4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья, составлена в соответствии с требованиями федерального Государственного стандарта начального общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МОБУ СШ № 2, на основе авторской рабочей программы  курса «Русский родной язык.» Примерные рабочие программы. 1–4 классы : учеб.  пособие для общеобразоватедьных организаций / [О. М. Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020.     В соответствии с  учебным планом и примерной программой предмет  «Русский язык родной» изучается в 4  классе 0,5 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 17 часов.

  1. Цель

Цель  русского родного языка – формирование первоначальных представлений о единстве и

многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национальногосамосознания.

Курс русского родного языка направлен на достижение следующих задач:

  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  •  формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
  •  совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
  •  приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

3. Структура курса

       В программе выделяются следующие блоки.

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее»

Второй блок – «Язык в действии»

Третий блок – «Секреты речи и текста»

4.Основные образовательные технологии

  • развивающее обучение 
  • дифференцированное обучение
  • игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность).                                                                                                                                                                             
  • личностно – ориентированные технологии
  • групповые и коллективные способы обучения
  • исследовательские методы обучения
  • здоровье – сберегающие технологии
  • технология обучение на проблемно – поисковой основе
  • информационные технологии
  1. Требования к результатам освоения курса «Русский родной язык»

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметными результатами изучения учебного предмета «Русский родной язык» в 4 классе являются формирование следующих умений:

при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

  • распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
  • распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
  • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
  • понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
  • использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

  • соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
  • соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
  • выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
  • проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
  • заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
  • выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
  • соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
  • пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
  • пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
  • пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
  • использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
  • владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
  • составлять план текста, не разделённого на абзацы;
  • пересказывать текст с изменением лица;
  • создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
  • оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
  • соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • обогащать активный и потенциальный словарный запаса, развивать культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  • ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа,
  • умениям ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формированию базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
  • позитивному отношению правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  • формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  1. Общая трудоемкость курса

В соответствии с учебным планом на изучение  курса «Русский родной язык» в 4 классе отводится 17  часов

  1. Формы оценивания.

    Оценка качества освоения программы включает текущую аттестацию.

  1. Составители программы: Васильева Н. Л.

Аннотация к адаптированной рабочей программе по учебному предмету «Родной язык  русский)» для учащихся 4 класса с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.2)

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Адаптированная образовательная программа по родному языку (русскому) для учащихся  4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МОБУ СШ № 2 и авторской программы  курса  «Русский родной язык.» Примерные рабочие программы. 1–4 классы : учеб.  пособие для общеобразоватедьных организаций / [О. М. Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой. – М.Просвещение, 2020.  В соответствии с  учебным планом и примерной программой предмет  «Русский язык родной» изучается в 4  классе 0,5 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 17 часов.

  1. Цель: русского родного языка – формирование первоначальных представлений о единстве и

многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального

самосознания.

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном (русском)
  • языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
  • творческой деятельности на родном (русском) языке.
  • развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному (русскому) языку: любви иинтереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к родному(русскому) языку.
  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его),
  • совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  • пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

3. Структура курса

 В программе выделяются следующие блоки.

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее»

Второй блок – «Язык в действии»

Третий блок – «Секреты речи и текста»

4.Основные образовательные технологии

  • развивающее обучение 
  • дифференцированное обучение
  • игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность).                                                                                                                                                                 
  • личностно – ориентированные технологии
  • групповые и коллективные способы обучения
  • исследовательские методы обучения
  • здоровье – сберегающие технологии
  • технология обучение на проблемно – поисковой основе
  • информационные технологии
  1. Требования к результатам освоения курса «Русский родной язык»

Предметными результатами изучения учебного предмета «Русский родной язык» в 4 классе являются формирование следующих умений:

при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

  • распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
  • распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
  • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
  • понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
  • использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

  • соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
  • соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
  • выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
  • проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
  • заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
  • выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
  • соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
  • пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
  • пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
  • пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
  • использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
  • владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
  • составлять план текста, не разделённого на абзацы;
  • пересказывать текст с изменением лица;
  • создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
  • оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
  • соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • обогащать активный и потенциальный словарный запаса, развивать культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  • ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа,
  • умениям ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формированию базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
  • позитивному отношению правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  • формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  1. Общая трудоемкость курса

В соответствии с учебным планом на изучение курса «Русский родной язык» в 4 классе отводится 17 часов

  1. Формы оценивания.

    Оценка качества освоения программы включает текущую аттестацию.

  1. Составитель программы: Кокурина Ж.М.

назад