Аннотация к адаптированной рабочей программе по учебному предмету «Родной язык (русский)» для учащихся 4 класса с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.1).
- Место учебного предмета в учебном плане
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Родной язык (русский)» для учащихся 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья, составлена в соответствии с требованиями федерального Государственного стандарта начального общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МОБУ СШ № 2, на основе авторской рабочей программы курса «Русский родной язык.» Примерные рабочие программы. 1–4 классы : учеб. пособие для общеобразоватедьных организаций / [О. М. Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020. В соответствии с учебным планом и примерной программой предмет «Русский язык родной» изучается в 4 классе 0,5 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 17 часов.
- Цель
Цель русского родного языка – формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национальногосамосознания.
Курс русского родного языка направлен на достижение следующих задач:
- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
3. Структура курса
В программе выделяются следующие блоки.
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее»
Второй блок – «Язык в действии»
Третий блок – «Секреты речи и текста»
4.Основные образовательные технологии
- развивающее обучение
- дифференцированное обучение
- игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность).
- личностно – ориентированные технологии
- групповые и коллективные способы обучения
- исследовательские методы обучения
- здоровье – сберегающие технологии
- технология обучение на проблемно – поисковой основе
- информационные технологии
- Требования к результатам освоения курса «Русский родной язык»
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами изучения учебного предмета «Русский родной язык» в 4 классе являются формирование следующих умений:
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
- распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
- распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
- использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
- использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
- соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
- проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
- заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
- пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
- пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
- пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
- владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
- составлять план текста, не разделённого на абзацы;
- пересказывать текст с изменением лица;
- создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- обогащать активный и потенциальный словарный запаса, развивать культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа,
- умениям ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формированию базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
- позитивному отношению правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Общая трудоемкость курса
В соответствии с учебным планом на изучение курса «Русский родной язык» в 4 классе отводится 17 часов
- Формы оценивания.
Оценка качества освоения программы включает текущую аттестацию.
- Составители программы: Васильева Н. Л.
Аннотация к адаптированной рабочей программе по учебному предмету «Родной язык русский)» для учащихся 4 класса с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития (Вариант 7.2)
- Место учебного предмета в учебном плане
Адаптированная образовательная программа по родному языку (русскому) для учащихся 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического здоровья составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МОБУ СШ № 2 и авторской программы курса «Русский родной язык.» Примерные рабочие программы. 1–4 классы : учеб. пособие для общеобразоватедьных организаций / [О. М. Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой. – М.Просвещение, 2020. В соответствии с учебным планом и примерной программой предмет «Русский язык родной» изучается в 4 классе 0,5 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 17 часов.
- Цель: русского родного языка – формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном (русском)
- языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
- творческой деятельности на родном (русском) языке.
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному (русскому) языку: любви иинтереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к родному(русскому) языку.
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его),
- совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
- пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
3. Структура курса
В программе выделяются следующие блоки.
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее»
Второй блок – «Язык в действии»
Третий блок – «Секреты речи и текста»
4.Основные образовательные технологии
- развивающее обучение
- дифференцированное обучение
- игровое обучение (игровые методы вовлечения в творческую деятельность).
- личностно – ориентированные технологии
- групповые и коллективные способы обучения
- исследовательские методы обучения
- здоровье – сберегающие технологии
- технология обучение на проблемно – поисковой основе
- информационные технологии
- Требования к результатам освоения курса «Русский родной язык»
Предметными результатами изучения учебного предмета «Русский родной язык» в 4 классе являются формирование следующих умений:
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
- распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
- распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
- использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
- использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
- соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
- проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
- заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
- пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
- пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
- пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
- владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
- составлять план текста, не разделённого на абзацы;
- пересказывать текст с изменением лица;
- создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- обогащать активный и потенциальный словарный запаса, развивать культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа,
- умениям ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формированию базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
- позитивному отношению правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Общая трудоемкость курса
В соответствии с учебным планом на изучение курса «Русский родной язык» в 4 классе отводится 17 часов
- Формы оценивания.
Оценка качества освоения программы включает текущую аттестацию.
- Составитель программы: Кокурина Ж.М.