Страница обновлена 29.10.2021

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Страница обновлена 29.10.2021
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Гаврилов-Ямская школа №2 признана одной из лучших инклюзивных школ России

В 2021 году муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа №2 имени Д.В. Крылова» г. Гаврилов-Яма вступило в борьбу за звание лучшей школы России во Всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России-2021». Сначала школа приняла участие в региональном этапе конкурса, где вышла в безоговорочные лидеры и получила шанс представлять нашу область на всероссийском уровне. В октябре состоялся финал конкурса. На нём свои наработки презентовали образовательные организации из 63 регионов Российской Федерации. Вторая средняя оказалась в пятерке лучших школ и стала лауреатом.

Конкурс «Лучшая инклюзивная школа России» организован Министерством просвещения Российской Федерации и проводился уже в восьмой раз. Его цель – повысить активность образовательных организаций в развитии и внедрении инклюзивного образования, а также распространения позитивного педагогического опыта в этой сфере.

В школе №2 всегда обучали детей разных: из благополучных и неблагополучных семей, из семей мигрантов, опекаемых, детей с ограниченными возможностями здоровья и не имеющих таковых ограничений.   И никогда ни в каких видах деятельности педагоги не пытались их разделять. Только потом это стало называться инклюзия. А для данного учреждения это была обычная школьная жизнь. В Гаврилов-Яме всего четыре школы. Когда все дети с 1 сентября 2016 года пошли учиться, дети из детского дома (54 человека разного возраста с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью) тоже должны были начать обучение. Управление образования Гаврилов-Ямского муниципального района приняло непростое решение, что для этих детей откроет свои двери средняя школа №2.

Перед педагогами встали вопросы: «Как сделать школьную жизнь интересной для всех? Что должен сделать учитель для того, чтобы всем было тепло, светло и комфортно?» Для решения всех проблем сформировалась дружная команда профессионалов. В неё вошли не только учителя и специалисты служб сопровождения, но и социальные партнеры.

Сначала переобучение прошли директор школы Акимова Т.Л. и её заместители, а следом и все остальные. Поэтому, когда в 2016 году появился новый стандарт обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, педагоги были полностью к этому готовы и создали все условия для комфортного обучения таких ребят. Сейчас в школе 93% преподавателей могут работать с разными группами детей как по общеобразовательной программе, так и по адаптированной. Профессиональное развитие стало непрерывным: учимся у других, учимся у себя, растем вверх.

 Школа представляет опыт работы на разных уровнях, разработаны программы, проекты, семинары. Средняя №2 – участник федеральных проектов «Поддержка семей, имеющих детей» и «Точка роста»; международного дистанционного информационно-образовательного проекта «Медиация в образовании»; пилотная школа Ярославского регионального отделения Общероссийской общественной государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»; инновационная региональная площадка «Разработка и реализация сетевой модели непрерывного технологического образования для профессионального самоопределения и развития обучающихся с учетом перспектив социально-экономического развития региона»; базовая площадка ИРО «Создание условий для реализации, адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость»; ресурсный центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; пресс-центр единого районного штаба юных инспекторов дорожного движения; участники региональной сети школьных информационно-библиотечных центров; муниципальная инновационная площадка «Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с задержкой психического развития».

В школе создана особая инклюзивная образовательная среда, которая наполняет собою все стороны школьной жизни: в урочной деятельности: появились современные учебные кабинеты, лаборатории, недавнее приобретение – центр образования «Точка роста»; во внеурочной деятельности: кабинеты специалистов службы психолого-педагогического сопровождения постоянно пополняются новыми изобретениями. На базе школы реализуются программы «Град профессий», «Компьютерная грамотность», а также у ребят есть возможность заниматься в фитнес-группе «Черлидинг», творческом объединении «Юные барабанщицы». В рамках дополнительного образование реализуется множество как длительных программных коллективных творческих дел, так и отдельных ярких событий школьной жизни. Это отряды «Юный пожарный», «Эколята», кружок «Умные шахматы», танцевальные коллективы «Серпантин» и «Кадетство», творческое объединение «Школьная телестудия «Дорожный патруль»», фотостудия «ФОТиК» и многое-многое другое. Именно в этой школе был создан первый в Ярославской области кадетский отряд. Урочная, внеурочная деятельность, дополнительное образование интегрируются в разных направлениях. Например, изучение программного материала на уроках литературы и литературного чтения продолжается во внеурочной деятельности. Школьные литературные объединения «Пегасик» и «Юный журналист» приглашают на свои встречи юных читателей и юных писателей со всей Ярославской области.  Ребятами и их педагогами издаются альманахи, сборники, книги, в которые входят рассказы, стихи и сказки учеников, их родителей и учителей.

Миссия школы – учет потребностей каждого ребенка и равные возможности для всех. Обычному учителю не просто понять, что реализация для ученика – не только отличные отметки, хорошие результаты ЕГЭ и поступление в ВУЗ, но и социальная адаптация. Оказывается, для кото-то – реализация – ходить, находиться детском  коллективе, для кого-то – слышать, принимать, учитывать возможности другого человека. В течение последних лет у учащихся данной школы наблюдается рост качества подготовки по основной общеобразовательной, а также по адаптированной программам. В августе 2021 года МОБУ СШ №2 награждена Общественным советом при Департаменте образования Ярославской области Благодарственным письмом за высокие результаты по итогам независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности в образовательных организациях региона 2020 году, свидетельствующие об эффективной организации образовательного процесса и взаимодействия с родительской общественностью, а также способствующие формированию позитивного общественного мнения о системе образования Ярославской области.

Из чего на сегодняшний день состоит инклюзивная образовательная среда средней школы №2? Это воспитательная работа и социализация детей – общение, совместная деятельность, творчество; индивидуализация образовательной деятельности и образовательных результатов: по-другому в школе, где учатся столь разные дети не выйдет; постоянный рост педагогических компетенций, которые необходимы и актуальны сегодня: учиться работать с любым ребёнком; сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательных отношений; это насыщенная предметно-пространственная организация, подстраивающаяся под любого человека.

 

Все дети разные, но учиться они должны вместе. Неслучайно, девиз средней школы №2: «Наша школа – школа для всех!»