Организация внеурочной и внеучебной деятельности, школьного дополнительного образования учащихся

В нашей школе важнейшим компонентом комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся является инклюзивная (воспитывающая, здоровьесберегающая) воспитательная среда, которая характерна не только низким уровнем тревожности при вхождении в школу новых учащихся, системой сложившихся в школе межличностных отношений с высоким уровнем моральной защищенности, но и определяется яркими событиями. В этой среде наиболее эффективно происходит проникновение всех сфер деятельности: учебной, внеучебной, дополнительного образования, классной и школьной воспитательной работы. Такое взаимодействие дает позитивные результаты как в учебной деятельности, в личностном росте, в приобретении универсальных способностей, а самое главное, предоставляется возможность ребенку выстраивать собственную, индивидуальную траекторию развития.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной часть основной общеобразовательной программы, составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемых в формах, отличных от уроков, за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации.

Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.

Занятия по внеурочной деятельности учащихся организованы по направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное,

  • духовно-нравственное,

  • социальное,

  • общеинтеллектуальное,

  • общекультурное,

  • коррекционное

Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, спортивных часов, студий, занятий, проектной деятельности, круглых столов, конференций, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях педагоги стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, спортивные.

В целях удовлетворения запросов учащихся и родителей в школе работают кружки и секции, которые ведут педагоги школы, педагоги Дворца Детского творчества, тренера детской юношеской спортивной школы «Спринт», специалисты ДК «Текстильщик». На протяжении 5 лет постоянно работают танцевальные, театральные кружки, студия «Дорожный патруль, творческие объединения, спортивные секции, кадетские отряды, дружина юных пожарных, отряд ЮИД. Количество учащихся, охваченных различными формами дополнительного образования, реализуемыми на базе школы, составляет 90%. Из 7 учащихся, состоящих на разных видах учёта, все определились в выборе полезных занятий.

Дополнительное образование позволяет каждому ребенку быть успешным, потому что он самостоятельно выбирает занятия в соответствии со своими способностями и интересами.

Педагоги дополнительного образования ведут занятия по программам, планам, отражающие их деятельность, принимают активное участие в подготовке и проведении школьных праздников, районных и межмуниципальных конкурсах-фестивалях, организуют выставки детских работ, в конце года – отчетный концерт творческих коллективов школы для родителей.

Анализируя работу дополнительного образования за последние годы, можно сделать вывод, что количество учащихся в кружках и секциях школы постоянно растет. Внеурочной деятельностью охвачено 100% с 1-9 класс. Высокий скачок в посещении кружков стал и за счет организации кадетских отрядов, отрядов ЮИД, дружины юных пожарных, где стали обязательными специальные дисциплины (хореография, азбука водительского мастерства, основы военных знаний, самбо), детского объединения РДШ, школьного спортивного клуба.

Аналитическая справка о проведении анкетирования учащихся 1-11 классов «Мои потребности, склонности и интересы»   открыть

Занятость детей в кружках и секциях на базе МОБУ СШ № 2

Наименование кружка

Количество, детей занятых в кружках

Танцевальные кружки:

«Радуга»

«Серпантин»

«Кадетство»

15

15

15

Театральный кружок «И в шутку и всерьёз»

15

Творческое объединение «Наследие»

45

Студия «Дорожный патруль»

15

Кадетские отряды

75

Юный пожарный

9

Отряд ЮИД

18

РДШ

16

Секции:

Волейбол

Настольный теннис

Шахматы

Футбол

Баскетбол по программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту»

35

30

30

30

15

Занятость детей в кружках и секциях на базе других организаций

ОО

Наименование секции

Количество

Школа искусств

Искусство, фортепиано

9

ДЮСШ

Самбо , дзюдо

Плавание

Футбол

Фитнес

35

30

30

30

ДДТ

Творческое объединение «Затейник»

Творческое объединение «Вдох»

Вокал, танцы, театральная студия, лепка

25

20

12

ДК «Текстильщик»

Крылатая строка

6

Организация внеурочной деятельности 1-4 классы

Название программ

Класс

Направленность

Привлечение УДОД

Футбол

Спортивный час

Настольный теннис

Бассейн

Хореография

Основы военных знаний

Самбо, дзюдо

Азбука водительского мастерства

Дорожный патруль

1-2

3-4

3-4

1

3-4

3-4

3-4

3-4

3-4

Спортивно-оздоровительное

ДЮСШ

ДЮСШ

Курсы: «Что такое хорошо, что такое плохо»

Детское объединение «Сказка»

Библиотечный урок «В мире книг»

Малая моя родина (краеведение)

Основы духовно-нравственной культуры народов России

1

2

2

3-4

4

Духовно-нравственное

 

Кружок «Чудеса своими руками»

Азбука поведения

Основы безопасности жизнедеятельности

1-4

1-4

2,3,4

Социальное

 

Проектная деятельность:

«Учусь создавать проект»

«Мыслим, творим, исследуем»

«Путешествие в далекое и близкое»

«Семья и школа»

«Я-исследователь»

Курсы:

«В мире символов и знаков»

«Умники и умницы»

Экология

Шахматы

Компьютерная грамотность

Детское объединение «Затейник»

1а,1б,2,3,4

2

3

4

2,3,4

2,3,4

1

Общеинтеллектуальное

ДДТ

Ритмика

Танцевальная кружок «Улыбка»

1б,2,3,4

1а,1б,

 

ДДТ

Хоровое пение «Веселые нотки»

Курс «Культура речи»

1-4

4

Общекультурное

 

Ритмика

Логопедические занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Обязательные коррекционные занятия по русскому языку

Обязательные коррекционные занятия по математике

Психологические часы

1-4

1-4

1-4

2-4

2-4

3-4

Коррекционное

 

Внеурочная деятельность в 5 -6-7-8 -9 классах

Название программ

Класс

Направленность

Привлечение УДОД

Дорожный инспектор

Хореография

Основы военных знаний

Самбо, дзюдо

Фитнес

Азбука водительского мастерства

Настольный теннис

Спортивный час

Ориентирование по топографическим картам

5-8

5-8

5-8

5-8

5-9

5-8

5-8

5-8

5-9

Спортивно-оздоровительное

 

ДЮСШ

ДЮСШ

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Творческое объединение «Наследие»

Театральные кружки «И в шутку и всерьез», «Фантазия»

5

5-9

5-9

Духовно-нравственное

 

Проектная деятельность «Технология»

Немецкий с настольной игрой «Путешествие по Германии с Приключениями»

Немецкий язык

Английский язык

Мир вокруг нас

«Юные доктора природы»

Экология растений

Экология животных

Экология человека. Культура здоровья»

Риторика

Математика в жизни человека

Журналистика

5-8

5-6

5-6

5-6

5

6

7

8

9

9

9

9

Общеинтеллектуальное

 

«Я и мои права»

Основы безопасности жизнедеятельности

«Правовой меридиан»

«Будь здоров»

5,6,7

5,6,7,

8

9

Социальное

 

Хоровое пение

Риторика

Основы стихосложение школьников

Культура речи

Твоя профессиональная карьера

5-7

6-7

7

8

8-9

Общекультурное