Анкета

Номинация конкурса: «Лучшая инклюзивная школа»

1.Информация об образовательной организации: муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова»

Почтовый адрес: 152240, Российская Федерация, Ярославская область, г. Гаврилов-Ям, ул. Калинина, д.4

2. ФИО руководителя образовательной организации, контактные данные: Акимова Татьяна Леонидовна, тел.89201325878, gav-yam2@yandex.ru

3. Краткое описание существующей практики инклюзии в образовательной организации.

Цель школы – создание целостной, общедоступной, адаптивной к особенностям ребенка системы образования, обеспечивающей всем детям школы оптимальные педагогические условия для подготовки их к активной, общественно полезной жизни. В условиях инклюзии в первую очередь ставится следующая задача: развитие коррекционно-развивающего образования как формы активной психолого-медико-педагогической помощи и сопровождения всем учащимся и, в первую очередь, детям с ООП. Образовательное пространство системы коррекционно-развивающего образования представлено схемой (Ссылка), ее особенность во взаимодействии всех указанных в ней компонентов, а конечная цель – обеспечить специальные условия для получения образования (успешного обучения, воспитания и социальной адаптации) детям с ограниченными возможностями здоровья и не снизить в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.

Важнейшим компонентом воспитательной системы школы является инклюзивная воспитательная среда. В этой среде наиболее эффективно происходит проникновение всех сфер деятельности: учебной, внеучебной, дополнительного образования, классной и школьной воспитательной работы.

Средняя школа № 2 – территория бесконечных возможностей.

4. Описание контингента детей, в том числе с особыми возможностями здоровья:

Школа организует обучение в общеобразовательных классах; совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений (инклюзивные классы); в коррекционных классах (ЗПР), в разновозрастных классах, обучение на дому с использованием дистанционных технологий.

 

Чел.

НОО

ООО

СОО

Всего учащихся на 01.03.2019 г.,

451

227

183

41

из них детей с ОВЗ,

207

124

83

 

из них воспитанники детского дома-интерната

62

54

8

 

Категории нарушений:

 

с задержкой психического развития

115

59

56

 

с нарушением интеллекта (ЛУО)

25

7

18

 

с нарушением интеллекта (УОО)

17

8

9

 

с нарушением интеллекта (ТУО)

37

37

 

 

с нарушением интеллекта (ГУО)

13

13

 

 

с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП)

13

10

3

 

с нарушением речи

100

77

23

 

с расстройством аутистического спектра (РАС)

4

3

1

 

дети с синдромом Дауна

16

15

1

 

дети-инвалиды

63

53

10

 

учащиеся, находящиеся на индивидуальном обучении на дому

43

39

4

 

учащиеся со сложным дефектом развития

43

39

4

 

5. Описание и анализ существующей практики по созданию специальных условий в образовательной организации для обучения детей с особыми образовательными потребностями:

Организационное обеспечение

Нормативно-правовые локальные акты

Созданы локальные нормативные акты, отражающие специфику реализации инклюзивного образования в МОБУ СШ № 2: Положение об организации инклюзивного образования в МОБУ СШ № 2 (приказ № 15 от 25.01. 2016 г.); Положение о психолого-медико-педагогической службе (сопровождении) (приказ № 198 от 24.08. 2016 г.); Положение о психолого-медико-педагогического консилиуме (приказ № 198 от 24.08. 2016 г.); Положение о разработке и реализации адаптированных образовательных программ (приказ № 15 от 25.01. 2016 г.); Положение об адаптированных рабочих программах учебных предметов (приказ № 15 от 25.01. 2016 г.); Положение об оценивании учащихся с ОВЗ по адаптированной образовательной программе (приказ № 15 от 25.01. 2016 г.); Положение о разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития учащихся с интеллектуальными нарушениями (СИПР) (приказ № 202 от 25.08. 2016 г.); Договор между МОБУ СШ № 2 и родителями (законными представителями) ребенка с ОВЗ на предоставление образовательных услуг

Организация медицинского обслуживания

Медицинский кабинет, процедурный кабинет (8,4 и 16,8 кв.м). Лицензия на осуществление медицинской деятельности от 01.02.2014 г. № ЛО-76-01-001104, договор с ГУЗ ЯО Гаврилов-Ямской ЦРБ (фельдшер, врач-педиатр)

Организация питания

Организация ежедневного питания осуществляется ООО «Общепит» через школьный буфет-раздатку. Столовая рассчитана на 120 мест (136,9 кв.м).Охват горячим питанием – 338 чел., из них льготное питание у 282 учащихся, количество питающихся детей с ОВЗ – 141.

Организация взаимодействия с родителями

С целью совершенствования способов взаимодействия создано родительское объединение по интересам «ШКОЛА+СЕМЬЯ+ДЕТИ=СОТРУДНИЧЕСТВО». Родители этого объединения (законные представители) входят в Совет школьного спортивного клуба «Импульс – 2016», в Совет кадетских отрядов, в Совет РДШ, в Совет отряда волонтеров, в Совет Эко-отрядов и способствуют формированию активной жизненной позиции все участников образовательного процесса.

В целях защиты семейных ценностей, усиления роли отца в семье и обществе в школе создан и функционирует Совет отцов (состав – 20 пап, из них 8 – имеют детей с ОВЗ). Основная задача Совета – внедрение практики наставничества для детей, находящихся в социально опасном положении

Организация взаимодействия с ЦПМПК г. Ярославль

Взаимодействие МОБУ СШ №2 и ЦПМПК осуществляется через МУ «Центр психолого-педагогической, медицинской  и социальной помощи» г. Гаврилов-Яма, куда направляются списки детей для обследования ЦПМПК.  Обследование ребенка в ЦПМПК осуществляется в присутствии и с согласия родителей (законных представителей) на базе школы по утвержденному ранее графику и при наличии  определенного  пакета документов, касающегося развития и обучения ребенка. Ежегодно ЦПМПК обследуется  около 25 учащихся МОБУ СШ № 2

Организация взаимодействия  с МУ «Центр психологической, медицинской и социальной помощи»

Организация взаимодействия основана на договоре об оказании услуг психолого-педагогической помощи по направлениям: психологическое сопровождение приемных семей (в школе обучается 11 детей из приемных семей, из них 7 – с ОВЗ; психологическое сопровождение работы по профилактике суицида, жестокого отношения к несовершеннолетним со стороны родителей (законных представителей) 

Организация взаимодействия с Управлением социальной защиты населения и труда

Работа осуществляется по межведомственному плану(программе) сопровождения семьи с детьми, нуждающейся в государственной поддержке. На учете в школе состоят дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, из них 142 ребенка из малообеспеченных семей; 2 – находятся в социально-опасном положении; 12 – из семей, где родители инвалиды; 30 – из семей, где оба родителя не работают. Из 188 учащихся, нуждающихся в государственной поддержке – 80 детей с ОВЗ. В рамках своей компетенции Управление организует сопровождение семей с детьми, нуждающихся в государственной поддержке

Организация взаимодействия с МУ комплексным центром социального обслуживания «Ветеран»

Взаимодействие организовано с 2009 года, осуществляется на основании соглашения о сотрудничестве. Основная цель сотрудничества – социально-педагогическое сопровождение, которое включает: организацию горячего питания, групповые лечебно-оздоровительные внеурочные виды деятельности (ЛФК, фитотерапия), игровые внеурочные занятия с педагогом-психологом, направленные на коррекцию дефицитных функций, обеспечивающих учебную деятельность для младших школьников.

Ежегодно  пользуются услугами центра 60-68 учащихся школы из многодетных, малообеспеченных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе и дети с ОВЗ

Организация взаимодействия с ГКУ СО ЯО Гаврилов-Ямским детским домом-интернатом

 С 2007 года на основании договора о сотрудничестве осуществляется совместная деятельность по  созданию условий для получения без дискриминации качественного образования воспитанникам интерната.

Организация взаимодействия с МДО БУ «Детский сад компенсирующего вида «Золотой ключик»

Основная цель: создание условий для обеспечения преемственности и успешной адаптации при переходе детей с ОВЗ из детского сада в школу; обеспечение системы непрерывного образования с учетом особых образовательных потребностей детей.

Организация взаимодействия с ГПОУ ЯО Гаврилов-Ямский политехнический колледж

Обеспечение непрерывного образования, преемственность в определении профиля образования – основные задачи взаимодействия. За последние два года поступили на базе основного общего образования или на базе 8-ми классов (дети с ОВЗ, в том числе и с легкой умственной отсталостью) и продолжают учиться по специальности «Маляр, штукатур» – 6 чел., по специальности «Повар, кондитер», «Портной», «Мастер отделочных строительных работ», «Слесарь по ремонту строительных машин» – 19 чел., в том числе 14 с ОВЗ (ЗПР)

Организация взаимодействия с социальными партнерами

МБУ ДО «Дворец детского творчества» (договор о сотрудничестве № 4 от 01.12.2016 г.);

МОБУ ДО детей Гаврилов-Ямская детско-юношеская спортивная школа (договор о сотрудничестве от 21.09.2019);

 МУ «Молодежный центр» (договор о сотрудничестве по вопросам реализации основных направлений молодежной политики № 18 от 03.09.2018 г.; договор о проведении профориентационной работы с учащимися МОБУ СШ № 2 № 19 от 03.09.2018 г.);

МУК «Дом культуры» (договор о сотрудничестве от 01.01.2019 г.);

Управление культуры, туризма, спорта и молодежной политики Администрации Гаврилов-Ямского МР (участие в массовых городских мероприятиях и спортивных соревнованиях, ежегодной открытой региональной конференции по патриотическому воспитанию);

ОМВД (соглашение о сотрудничестве о системной предпрофессиональной подготовки кадетов между ОМВД России по Гаврилов-Ямскому району и МОБУ СШ № 2 от 01.09.2018 г.).

ОДН ОМВД (план совместной деятельности по предупреждению безнадзорности и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и в отношении них в 2018-2019 учебный год);

Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Гаврилов-Ямского МР (межведомственный план индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним)

Организация взаимодействия с ГПОУ ЯО Ярославский градостроительный колледж

МОБУ СШ № 2 включена в статус РИП ГПОУ ЯО Ярославского градостроительного колледжа в качестве соисполнителя в реализацию регионального инновационного проекта «Разработка и реализация сетевой модели непрерывного технологического образования для профессионального самоопределения и развития обучающихся с учетом перспектив социально-экономического развития региона» на 2018-2019 г.г.

Цель работы в рамках реализации проекта: разработать и реализовать сетевую модель непрерывного технологического образования для профессионального самоопределения и развития учащихся с учетом перспектив социально-экономического развития региона

Информационное обеспечение

Информация о работе МОБУ СШ № 2 освещается на страницах сайта школы https://sh2gav.edu.yar.ru/index.html, в группе Вконтакте https://vk.com/school2yam,  в СМИ различных уровней: муниципального, регионального ,межрегионального и федерального (Ссылка)

Студии «Дорожный патруль», «ФОТиК» имеют свои аккаунты в социальных сетях: Вконтакте: https://vk.com/fotik76,Инстаграмhttps://www.instagram.com/fotik76dp,YouTube https://www.youtube.com/channel/UCrlJJtsJdxgk2SQy90owySA, страничку на сайте: https://raisa2337.wixsite.com/fotik76/telestudiya

Юные корреспонденты школьной телестудии «Дорожный патруль» и фотостудии «ФОТиК» ведут официальную страничку школы Вконтакте: https://vk.com/school2yam

На базе школы функционируют два литературных объединения «Пегасик» и «Юный журналист». (СсылкаСсылка.) 

Материально-техническое обеспечение

Архитектурная среда

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры № 07.01/2/1 от 29.01.2019 г.

Выполнены работы по программе «Мероприятия для достижения доступности элементов здания детей с поражением опорно-двигательного аппарата»: центральный вход, запасные выходы (3) 1-го этажа, спортивный зал оборудованы пандусом; пандусы оборудованы  двойными металлическими перилами; оборудована санитарная комната (унитаз с поручнем,  писсуар с поручнем, умывальник с поручнем); произведена реконструкция дверных проемов в классе, спортивном зале, столовой, центральном и запасных выходах, гардеробе, санитарной комнате; в столовой установлен умывальник с поручнем

Территория, прилегающая к зданию (участок), пути движения к объекту (ДЧ-И (О,Г,У) ДУ(С), ВНД(К)

ДП-В

Вход в здание (ДЧ-И (О,Г,У) ДУ(С), ВНД (К)

ДП-И(К,О,У), ДУ(С,Г)

Путь (пути) движения внутри здания

 (ДЧ-И (О,Г,У) ДУ(С), ВНД (К)

1 эт.: ДП-И(К,О,У),ДУ(С, Г)

2 эт.: ДП-И(У), ВНД(К), ДУ(С,Г)

Зона целевого назначения здания (ДЧ-И(О,Г,У) ДУ(С), ВНД(К)

ДЧ-И(К,О,У), ДУ(С,Г)

Санитарно-гигиенические помещения (ДЧ-И(О,Г,У) ДУ(С), ВНД(К)

ДП-И(К,О,У), ДУ (С,Г)

Материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения

Учебные кабинеты. Все учебные кабинеты оснащены компьютерами и   мультимедиа проекторами, в 17 – установлены интерактивные доски. В образовательном процессе используется 60 компьютеров, объединенных в локальную сеть. Скорость локальной сети 100 Мбит/с, скорость доступа в сеть Интернет около 8192 Кбит/с. Существует беспроводное подключения к локальной сети, которое используется ноутбуками. Расстояние подключения не более 50 метров. Все учебные кабинеты оборудованы ростомерной мебелью с наклонной поверхностью. Для детей 1-4 классов кабинеты оборудованы конторками (2-3 в каждом классе). Кабинеты, где обучаются дети с ДЦП –   специальными столиками для детей с ДЦП. Во всех учебных кабинетах созданы материально-технические и информационно-методические условия для реализации  ООП и АООП

Информационно-библиотечный центр (библиотека). Оборудован 4 компьютерами (один -  с автоматизированной информационно-библиотечной системой), 4 ноутбука, МФУ – 2, проектор с экраном для него; обеспеченность выхода в Интернет, доступ к электронной библиотеке ЛитРес (5908 книг), наличие компьютерной программы для распознавания текстов.

Читальный зал на 12 мест. Объем фондов–17 674 экз. Медиатека – 873 экз.

Кабинет педагога-психолога. За каждым классом закреплен педагог-психолог, который организует работу по всем направлениям деятельности. Кабинет оснащен современным оборудованием и учебно-методическими пособиями для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы

Кабинет учителя-логопеда, учителя-дефектолога. Кабинет оснащен профессиональным оборудованием, в том числе современными интерактивными комплексами. Представляет собой нечто среднее между учебным классом и детской игровой комнатой. Кабинет используется учителем-логопедом и учителем-дефектологом по графику работы специалистов   

Сенсорная комната. Организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые способствуют развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств, вестибулярный аппарат, позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенной ребенка, создает положительный эмоциональный фон. Разделена на блоки релаксационного и активизирующего характера

Актовый зал. 99 кв.м. Оборудован проектором с экраном для него, ноутбуком, акустическими колонками, микшером, микрофонами (5)

Учебные мастерские. Кабинет технологии для мальчиков (столярно-слесарная мастерская) оснащена всем необходимым оборудованием для проведения учебных занятий и выполнения ФГОС. На базе кабинета функционирует кружок «Художественная обработка древесины», в нем заняты 28 человек, из них 13 – дети с ОВЗ. Для детей с ОВЗ (УО) организовано профессионально-трудовое обучение «Сельскохозяйственный труд» (в наличии учебно-опытный участок, теплица), для девочек -       «Швейное дело» (швейная мастерская оснащена оборудованием 2018 г.)

Спортивный зал (164,3 кв.м), малый спортивный зал (69,2 кв.м), тренажерный зал /ул. тренажеры

Для проведения учебных занятий по предметам «Физическая культура», «Адаптивная физическая культура», коррекционного курса «Двигательная активность», секций в рамках внеурочной деятельности и школьного дополнительного образования: ОФП, «Самбо», «Волейбол», «Баскетбол», «Настольный теннис», «Футбол», «Фитнес», «Аэробика», «Дзюдо», «Шашки» МОБУ СШ № 2 оснащена всем необходимым спортивным оборудованием, в том числе

аппаратно-программным комплексом для детей с нарушением ОДА (включая ДЦП); реабилитационными тренажерами для детей с ДЦП (степпер, велотренажер). 

Оборудованы на территории школы: игровая площадка, спортивная площадка, площадка для занятий легкой атлетикой, площадка для минифутбола, волейбольная площадка

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Численность работников,

85

из них педагогические работники

59

Заместитель директора по УВР (по коррекционной работе)

1

Учитель-дефектолог

3

Учитель-логопед

4

Педагог-психолог

4

Социальный педагог

1

Тьютор

2

Учитель адаптивной физкультуры

2

Классные руководители, выполняющие функции координатора по работе с детьми  с ООП

22

Профессиональная переподготовка в сфере дефектологии (% от кол. учителей)

80

70% педагогических работников имеют стаж работы в МОБУ СШ № 2 свыше 10 лет, 30% – до 10 лет; 19,6% педагогических работников до 30 лет, свыше 55 лет – 23%.

6. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса, наличие адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, авторских методик:

МОБУ СШ № 2 осуществляет свою деятельность по ООПНОО, ООПООО, ООПСОО, АООПНОО (ЗПР, варианты 7.1; 7.2), АООП (ЛУО) , АООП (УО, варианты 8.1; 8.2) , СИПР (для 53 учащихся) .

Специалистами психолого-медико-педагогической службы реализуются коррекционно-развивающие программы (в 2018-2019 учебном году –  41 программа).  Разработана авторская программа «Сенсорная планета» (в основе программы –  метод сенсорной интеграции). Направлена программа на стимуляцию работы органов чувств детей с ОВЗ в условиях координации различных сенсорных систем. 

7. Наличие службы сопровождения: работа психолого-медико-педагогического консилиума, доля специалистов службы сопровождения относительно общего педагогического состава (27%)

Психолого-медико-педагогический консилиум МОБУ СШ № 2 определяет содержание и направление работы с ребенком (7-8 заседаний в учебный год), психолого-медико-педагогическая служба (сопровождение) создает условия этой работы и дает информацию о проблемах, требующих пересмотра и коррекции действий.