Аннотация к рабочей программе по учебному предмету русский язык 10-11 класс
- Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным компонентом базисного учебного плана, включается в учебный план всех профилей и является обязательным для прохождения итоговой аттестации. Являясь формой хранения и средством усвоения информации, русский язык выполняет особые функции и занимает одно из ведущих мест среди учебных предметов. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника,развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Программа предусматривает следующий объем недельной учебной нагрузки:
10 класс – 1час в неделю
11 класс – 1 час в неделю
Рабочая программа для 10-11 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.))Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от 6.10.2009 (со списком изменяющих документов в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645; от 29.06.2017 № 613) .
- Примерной государственной программой по русскому языку, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (Примерной программой среднего общего образования (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
- Программой курса «Русский язык». 10—11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. Н.Г. Гольцова. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020.
- Цели.
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по предмету "Русский язык" является освоение содержания предмета "Русский язык" и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.
- Структура курса
Базовый уровень
- Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
- Речь. Речевое общение
- Культура речи
10 класс
- Введение. Слово о русском языке.
- Лексика. Фразеология. Лексикография.
- Фонетика. Графика. Орфоэпия.
- Морфемика и словообразование
- Морфология и орфография
- Повторение и обобщение пройденного.
11 класс
- Повторение и обобщение пройденного.
- Синтаксис и пунктуация
- Культура речи.
- Стилистика.
- Из истории русского языкознания.
- Повторение и систематизация изученного материала.
- Основные образовательные технологии
В качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе используется традиционная технология.
В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:
- технологии развития критического мышления через чтение и письмо (создание кластеров на вводных и обобщающих уроках, составление синквейнов, эссе, таблицы «ЗХУ» и т.д.);
- компьютерных технологий (создания презентаций POWERPOINT); использование CD-дисков по предмету;
- технологии проектной деятельности (проект в год).
При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:
- индивидуальная (консультации);
- групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
- фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
- парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
Используемые технологии:
1)личностно-ориентированное обучение;
2) здоровьесберегающие технологии;
3) проблемное обучение;
4) тест-технологии;
5) сотрудничество.
5. Требования к результатам освоения программы.
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования выпускник научится:
• использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
• использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
• создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
• выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
• подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
• правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
• создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
• сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
• использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
• анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
• извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат;
• преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
• выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
• соблюдать культуру публичной речи;
• соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
• оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
• использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
• распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
• анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
• отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
• использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
• иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
• выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
• дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
• проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
• сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
• владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
• создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
• соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
• соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
• осуществлять речевой самоконтроль;
• совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
• использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
• оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
6.Общая трудоемкость курса
10 класс -34 часа в год
- класс -33 часа в год
7.Формы оценивания.
Оценка качества освоения программы включает текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.
Виды и формы промежуточной аттестации: контрольная работа в формате ЕГЭ.
8.Составители программы: Ботыгина М.А., Новикова И.А., Родионова С.А.