Страница обновлена 01.10.2021

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Страница обновлена 01.10.2021
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету русский язык 10-11 класс

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным компонентом базисного учебного плана, включается в учебный план всех профилей и является обязательным для прохождения итоговой аттестации. Являясь формой хранения и средством усвоения информации, русский язык выполняет особые функции и занимает одно из ведущих мест среди учебных предметов. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника,развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

 Программа  предусматривает следующий объем недельной учебной нагрузки:

10 класс – 1час в неделю

11 класс – 1 час в неделю

  Рабочая программа для 10-11 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1.  Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.))Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от 6.10.2009 (со списком изменяющих документов в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645; от 29.06.2017 № 613) .
  2. Примерной государственной программой по русскому языку, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (Примерной программой среднего общего образования (протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
  3. Программой курса «Русский язык». 10—11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. Н.Г. Гольцова. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020.
  4. Цели.

Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по предмету "Русский язык" является освоение содержания предмета "Русский язык" и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.

  1. Структура курса

Базовый уровень

  1. Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
  2. Речь. Речевое общение
  3. Культура речи

10 класс

  1. Введение. Слово о русском языке.
  2. Лексика. Фразеология. Лексикография.
  3. Фонетика. Графика. Орфоэпия.
  4. Морфемика и словообразование
  5. Морфология и орфография
  6. Повторение и обобщение пройденного.

11 класс

  1. Повторение и обобщение пройденного.
  2. Синтаксис и пунктуация
  3. Культура речи.
  4. Стилистика.
  5. Из истории русского языкознания.
  6. Повторение и систематизация изученного материала.
  7. Основные образовательные технологии

В качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе используется традиционная технология.

В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:

  • технологии развития критического мышления через чтение и письмо (создание кластеров на вводных и обобщающих уроках, составление синквейнов, эссе, таблицы «ЗХУ» и т.д.);
  • компьютерных технологий (создания презентаций POWERPOINT); использование CD-дисков по предмету;
  • технологии проектной деятельности (проект в год).

          При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

  • индивидуальная (консультации);
  • групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню  учебных достижений – на обобщающих по теме  уроках);
  • фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
  • парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

Используемые технологии:

1)личностно-ориентированное обучение;

2) здоровьесберегающие технологии;

3) проблемное обучение;

4) тест-технологии;

5) сотрудничество.

5. Требования к результатам освоения программы.

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования выпускник научится:

• использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

 • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

• создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

• выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

• подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

• правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

• создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

• сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

• использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,  просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования  (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

 •  анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

• извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат;

• преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

• выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

• соблюдать культуру публичной речи;

• соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

• оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

 • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник получит возможность научиться:

• распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

 • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

 • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

• отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

• использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

• иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

• выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

• дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

• проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

 • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

• владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

• создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

• соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

• соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

• соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

• осуществлять речевой самоконтроль;

• совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

• использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

• оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

6.Общая трудоемкость курса

     10 класс -34 часа в год

  1. класс -33 часа в год

7.Формы оценивания.

Оценка качества освоения программы включает текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.

Виды и формы промежуточной аттестации: контрольная работа  в формате ЕГЭ.

8.Составители программы: Ботыгина М.А., Новикова И.А., Родионова С.А.

назад