Аннотация к рабочей программе учебного предмета география 10-11 классы
- Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «География» в старших классах средней школы представлен курсом «Экономическая и социальная география мира» и относится к общественным наукам. Рабочая программа по географии для 10 – 11 классов составлена на основе:
- Авторской рабочей программы В.П.Максаковского.10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/М.: Просвещение, 2019.
- Цель
Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- сформировать у обучающихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
- развить пространственно-географическое мышление;
- воспитать уважение к культурам других народов и стран;
- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
- научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде
Курс географии ориентируется прежде всего на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
3. Структура курса
Тема 10 класс |
Количество часов |
Практикум |
Контрольная работа |
Форма контроля |
Введение. Современные методы географических исследований. |
1 |
|
|
|
1.Современная политическая карта мира |
4 |
2 |
1 |
Практические работы, работа в контурной карте, самостоятельная работа, контрольные работы, отчёты по практическим работам |
2. Природа и человек в современном мире |
6 |
2 |
1 |
|
3. Население мира |
6 |
4 |
1 |
|
4. НТР и мировое хозяйство |
6 |
1 |
1 |
|
5. География мирового хозяйства |
6 |
4 |
- |
|
|
29 резерв – 4 часа |
13 |
4 |
|
Тема. 11 класс. |
Количество часов |
Практикум |
Контрольная работа |
Форма контроля |
Введение. Повторение |
1 |
|
|
|
Региональная характеристика мира 30 часов |
||||
1.Зарубежная Европа |
6 |
1 |
|
Практические работы, самостоятельная работа, отчёты по практическим работам, тестовый контроль, устный опрос |
2.Зарубежная Азия. Австралия |
7 |
1 |
|
|
3.Африка |
4 |
1 |
|
|
4.Северная Америка |
4 |
1 |
|
|
5.Латинская Америка |
4 |
1 |
|
|
6.Россия в современном мире |
2 |
2 |
|
|
Глобальные проблемы человечества 2 часа |
||||
7.Глобальные проблемы человечества |
1 |
1 |
|
Практические работы, самостоятельная работа, отчёты по практическим работам, тестовый контроль, устный |
Итоговая контрольная работа |
- |
|
1 |
|
|
29 часов 4 часа – резерв |
8 |
1 |
|
4. Основные образовательные технологии
В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педагогических технологий:
- технологии развития критического мышления через чтение и письмо
(на уроках обобщения, уроках раздела «Россия в современном мире»);
- компьютерных технологий (создания презентаций POWERPOINT по некоторым темам курса («народы, языки, религии», «туризм», «урбанизация»); использование CD-дисков по предмету;
- технологии проектной деятельности (создание информационных проектов по достаточно обширным темам курса, на изучение которых отведено мало времени – география важнейших отраслей, глобальные проблемы человечества).
При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:
- индивидуальная (консультации);
- групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
- фронтальная;
- парная
- Проектная деятельность: «Нравственные аспекты изучения глобальных экологических проблем современности», «Проектирование города XXI века»
5. Требования к результатам освоения программы
В результате изучения курса географии в СОО:
Выпускник (на базовом уровне) научится:
- понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
- определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
- составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
- сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
- выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
- раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
- выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
- описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
- решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
- оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
- объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
- характеризовать географию рынка труда;
- рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
- анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
- характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
- приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
- определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
- оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
- оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
- оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
- объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник (на базовом уровне) получит возможность научиться:
- характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
- переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
- составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
- делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
- выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
- давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
- понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
- прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
- оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
- оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
- оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
- оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
- анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
- анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
- выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
- понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
- давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
- Общая трудоемкость курса
Учебный план для СОО отводит на изучение географии по 1 ч в неделю в 10 и 11 классах, всего за два года обучения — 66 ч.
7.формы оценивания.
Система контроля по курсу 10-11 класса включает защиту практических работ, проведение самостоятельных и контрольных работ. Оценка качества освоения программы включает текущую, зачеты по пройденным темам, промежуточную аттестацию (10 класс) и итоговую аттестацию (11 класс) в виде тестовой работы.
8. составитель программы
Кириллова Е. В., учитель МОБУ СШ №2