Страница обновлена 01.10.2021

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Страница обновлена 01.10.2021
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Аннотация к рабочей программе учебного предмета география 10-11 классы

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «География» в старших классах средней школы представлен курсом «Экономическая и социальная география мира» и относится к общественным наукам. Рабочая программа по географии для 10 – 11 клас­сов составлена на основе:

  • Авторской рабочей программы В.П.Максаковского.10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/М.: Просвещение, 2019.
  1. Цель

Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • сформировать у обучающихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвя­зей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
  • развить пространственно-географическое мышление;
  • воспитать уважение к культурам других народов и стран;
  • сформировать представление о географических особенно­стях природы, населения и хозяйства разных территорий;
  • научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происхо­дящих в мире;

воспитать экологическую культуру, бережное и рациональ­ное отношение к окружающей среде

Курс географии ориентируется прежде всего на формиро­вание общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образо­вания, задач социализации личности.                                                                                                                                   

3. Структура курса

Тема 10 класс

Количество часов

Практикум

Контрольная работа

Форма контроля

Введение. Современные методы географических исследований.

1

 

 

 

1.Современная политическая карта мира 

4

2

1

Практические работы, работа в контурной карте, самостоятельная работа, контрольные работы, отчёты по практическим работам

2. Природа и человек в современном мире 

6

2

1

3. Население мира 

6

4

1

4. НТР и мировое хозяйство 

6

1

1

5. География мирового хозяйства 

6

4

-

 

29

резерв – 4 часа

13

4

 

 

Тема. 11 класс.

Количество часов

Практикум

Контрольная работа

Форма контроля

Введение. Повторение

1

 

 

 

Региональная характеристика мира 30 часов

1.Зарубежная Европа

6

1

 

Практические работы, самостоятельная работа, отчёты по практическим работам, тестовый контроль, устный опрос

2.Зарубежная Азия. Австралия

7

1

 

3.Африка

4

1

 

4.Северная Америка

4

1

 

5.Латинская Америка

4

1

 

6.Россия в современном мире

2

2

 

Глобальные проблемы человечества 2 часа

7.Глобальные проблемы человечества

1

1

 

Практические работы, самостоятельная работа, отчёты по практическим работам, тестовый контроль, устный

Итоговая контрольная работа

-

 

1

 

 

29 часов

4 часа – резерв

8

1

 

4. Основные образовательные технологии

В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педагогических технологий:

  • технологии развития критического мышления через чтение и письмо

(на уроках обобщения, уроках раздела «Россия в современном мире»);

  • компьютерных технологий (создания презентаций POWERPOINT по некоторым темам курса («народы, языки, религии», «туризм», «урбанизация»); использование CD-дисков по предмету;
  •  технологии проектной деятельности (создание информационных проектов по достаточно обширным темам курса, на изучение которых отведено мало времени – география важнейших отраслей, глобальные проблемы человечества).

При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

  • индивидуальная (консультации);
  • групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
  • фронтальная;
  • парная
  • Проектная деятельность: «Нравственные аспекты изучения глобальных экологических проблем современности», «Проектирование города XXI века»

5. Требования к результатам освоения программы

В результате изучения курса географии в СОО:

Выпускник (на базовом уровне) научится:

  • понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
  • определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
  • составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
  • сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
  • выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
  • раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
  • выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
  • описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
  • решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
  • оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
  • объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
  • характеризовать географию рынка труда;
  • рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
  • анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
  • характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
  • приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
  • определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
  • оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
  • оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
  • оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
  • объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

 Выпускник (на базовом уровне) получит возможность научиться:

  •  характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
  • переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
  • составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
  • делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
  • выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
  • давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
  • понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
  • раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
  • прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
  •  оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
  • оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
  • оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
  • оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
  • анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
  • анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
  • выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
  • понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
  • давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
  1. Общая трудоемкость курса

Учебный план для СОО отводит на изуче­ние географии по 1 ч в неделю в 10 и 11 классах, всего за два года обучения — 66 ч.

7.формы оценивания.

Система контроля по курсу 10-11 класса включает защиту практических работ, проведение самостоятельных и контрольных работ. Оценка качества освоения программы включает текущую, зачеты по пройденным темам, промежуточную аттестацию (10 класс) и итоговую аттестацию (11 класс) в виде тестовой работы.

8.  составитель программы

Кириллова Е. В., учитель МОБУ СШ №2

назад