Страница обновлена 24.09.2021

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Страница обновлена 24.09.2021
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

  Аннотация к рабочей программе по учебному предмету музыка в 5-8 классах

  1. Место учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5-8 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основной образовательной программы ОУ, с учетом примерной программы ООО по музыке, на основе авторской программы УМК Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. «Музыка. 5-8 классы» издательства «Просвещение», 2017 года издания.

 Учебный предмет «Музыка» входит в образовательную область «Искусство», целью обучения искусству в школе в соответствии с фундаментальным ядром образования является воспитание художественной культуры, как части всей духовной культуры учащихся на основе специфических методов эстетического познания (наблюдение искусства, постижение мира через переживание, художественное обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса).

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с количеством часов, указанным в учебном плане ОУ ООО. Предмет изучается в 5-8 классах в объеме не менее 136 часов (при количестве 34 недель в учебном году)

2.Цель.

            Изучение музыки в основной школе направлено на дости­жение следующих целей:

• формирование музыкальной культуры школьников как не­отъемлемой части их общей духовной культуры;

• воспитание потребности в общении с музыкальным искус­ством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству стремления к музыкальному самообразованию;

• развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

• освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств  и музыкального языка, интонационно-образной природ и взаимосвязи с различными видами искусства и жизни;

• овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментально музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

 Основная цель освоения музыкального искусства в основной школе состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности через приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности; воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством; освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусств. 

  1. Структура курса

           Содержание учебного предмета

Музыка как вид искусства

Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.

Народное музыкальное творчество

Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.

Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.

Современная музыкальная жизнь

Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные  исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.

Значение музыки в жизни человека

Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Изучение музыкальной культуры родного края в основной школе является важной составляющей частью школьного музыкального образования, которое отражается в государственном образовательном стандарте в следующих содержательных единицах: «панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре; знакомство с творчеством региональных музыкальных коллективов и солистов – исполнителей народной, академической и эстрадной музыки; раскрытие панорамы современной музыкальной жизни страны и мира на примере ознакомления с исполнительским искусством наиболее признанных участников центров региональной музыкальной культуры и музыкального образования». Изучение регионального содержания  происходит синхронно с авторской программой Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой «Музыка» на основе принципа тематического единства.

Тематический план (авторская программа Е.Д.Критской,  Г.П.Сергеевой)

 

Разделы, темы

Класс

Количество часов

5

 

«Музыка  и литература»

 

16

«Музыка и изобразительное искусство»

 

18

 

6

 

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

 

16

 «Мир образов камерной и симфонической музыки»

 

18

 

7

 

«Особенности музыкальной драматургии и сценической музыки»

 

16

«Традиции и новаторство в музыке»

 

18

 

8

 

«Классика и современность»  

 

16

Традиции и новаторство в музыке»

 

 

18

4. Основные образовательные технологии

Рабочая программа учебного предмета «Музыка»  направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД) через следующие виды деятельности:  слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений,  музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка»  направлена на формирование ИКТ-компетентности через создание музыкальных и звуковых сообщений с использованием звуковых и музыкальных редакторов; клавишных и кинестетических синтезаторов; программ звукозаписи и микрофонов; обработки цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, с использованием возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка»  направлена на формирование культуры, здорового и безопасного образа жизни через осознанное использование обучающимися на уроках здоровьесберегающих музыкальных технологий, к которым относятся вокалотерапия,  тонирование, ритмотерапия, релаксация.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка»  направлена на формирование проектно-исследовательской деятельности через разработку информационных и творческих проектов, таких как: виртуальный музей музыкальных инструментов, музыкальный фестиваль нашего класса, музыкальный журнал класса, постановка музыкального спектакля, музыка для школьной дискотеки, мой музыкальный портрет моя музыкальная коллекция и т.д.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка»  направлена на формирование основ смыслового чтения и работы с текстомчерез: овладение различными видами и типами чтения, приемами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога;  осваивание различных  приёмов работы с учебной книгой и другими информационными источниками, анализ и осмысление текста учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  1. Требования к результатам освоения программы.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты обучения, формируемые на учебном предмете «Музыка»

У обучающегося  будут сформированы:

знание государственной символики (герб, флаг, гимн),

освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

уважение к культурным и историческим памятникам;

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

готовность и способность к участию в школьных и внешкольных мероприятиях.

Выпускник получит возможность для формирования:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

готовности к самообразованию и самовоспитанию;

адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.

Метапредметные результаты, формируемые на учебном предмете «Музыка».

Выпускник научится:

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия;

планировать пути достижения целей;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

основам реализации проектной деятельности;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

давать определение понятиям;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Выпускник получит возможность для формирования:

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

основам саморегуляции эмоциональных состояний;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развития творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому современному музыкальному наследию;

овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство в его взаимосвязи с жизнью, специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;

сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

  1.  Общая трудоемкость курса

 Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5-8 классов составлена в соответствии с количеством часов, указанным в учебном плане МОБУ СШ №2. Предмет изучается в 5-8 классах в объеме не менее 135 часов (по 34 часа в 5-8  класс ).

7.Формы оценивания.

                 Оценка качества освоения программы включает текущую и промежуточную аттестацию. Форма промежуточной аттестации – интегрированный зачет.

        8.  Составитель программы

7. Формы оценивания.

                 Оценка качества освоения программы включает текущую и промежуточную аттестацию. Форма промежуточной аттестации  - интегрированный зачет.

        8.  Составитель программы: Медведева И.А.

назад