Страница обновлена 06.10.2021

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Страница обновлена 06.10.2021
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету история 5-9 класс 

Нормативно-методические материалы

  • ФГОС ООО. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
  • Примерные основные образовательные программы основного и среднего общего образования, включенные в реестр примерных основных образовательных программ
  • Авторские программы А. А. Вигасин, Г. И. Годер («История Древнего мира»), Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков»), А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина («Новая история. 1500—1800», «Новая история. 1800—1900»), А.А. Данилов («История России»), программа курса исторического краеведения «История и культура Ярославского края» для учащихся 5-9 классов.

Реализуемый УМК

УМК по всеобщей истории под ред. А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы и по истории России под ред. А.В. Торкунова полностью соответствует требованиям нового ФГОС и реализует его основные идеи:

  • Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искандерова.– 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019.
  • Агибалова Е.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.  – М.: «Просвещение», 2018
  • Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций; под ред. А.А. Искандерова. – М.: Просвещение, 2021
  • Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени,: 8 класс: учеб. для образоват. организаций/  А. Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. – 3-е изд. – М.: «Просвещение», 2021
  • Сороко-Цюпа О.С. Новейшая история зарубежных стран, ХХ – начало ХХI века: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2018
  • Арсентьев Н.М, Данилов А.А, Стефанович П.С, Токарева А.Я. История Россиии .6 класс. Учебник в 2 Ч.под ред. Торкунова А.В. М: Просвещение, 2018
  • История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М. :Просвещение, 2018
  • История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М. :Просвещение, 2018.
  • История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М. :Просвещение, 2018.

Цели и задачи изучения предмета

  • формирование  у  учащихся  исторического  мышления  как  основы  гражданской  идентичности     ценностно-ориентированной     личности.     развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Задачи  изучения  истории  в  современной  школе:

—  формирование  у  молодого  поколения  ориентиров  для  гражданской,  этнонациональной,  социальной,  культурной  самоидентификации  в  окружающем  мире;

—    овладение    учащимися    знаниями    об    основных    этапах развития  человеческого  общества  с  древности  до  наших 

дней  в  социальной,  экономической,  политической,  духовной  и  нравственной  сферах  при  особом  внимании  к  месту  и  роли 

России  во  всемирно-историческом  процессе;

— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к  своему   Отечеству   —   многонациональному   Российскому   государству  в  соответствии  с  идеями  взаимопонимания,  толерантности  и  мира  между  людьми  и  народами,  в  духе  демократических  ценностей  современного  общества;

—  развитие  у  учащихся  способности  анализировать  содержащуюся  в  различных  источниках  информацию  о  событиях  и 

явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их  динамике,  взаимосвязи  и  взаимообусловленности;

    —    формирование    у    школьников    умений    применять    исторические  знания  для  осмысления  сущности  современных 

общественных   явлений, в   общении   с   другими   людьми   в   современном   поликультурном,  полиэтничном   и   многоконфессиональном   обществе

Сроки реализации программы

5 лет

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение истории на этапе основного общего образования в объеме 180 ч, в том числе: в 5 классе — 68 ч, в 6 классе — 68 ч. (28 ч. – всеобщая история, 40 ч. – история России), в 7 классе — 68 ч (26 ч. – всеобщая история,42 ч. – история России), в 8 классе — 68 ч. (28 ч. – всеобщая история, 40 ч. – история России), в 9 классе — 102 ч. (28 ч. – всеобщая история, 74 ч. – история России)

Результаты освоения учебного предмета (требования к выпускнику)

История Древнего мира (5 класс)

Выпускник научится:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл

основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до

нашей эры, нашей эры);

• использовать историческую карту как источник информации о

расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира,

расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших

событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов,

материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни

людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях

древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм

государственного устройства древних обществ (с использованием понятий

«деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия»,

«колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных

и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);

в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чем заключались назначение и художественные

достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений,

предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней

истории.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать характеристику общественного строя древних государств;

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников,

выявляя в них общее и различия;

• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и

культурного наследия древних обществ в мировой истории.

История Средних веков. От Древней Руси к Российскому

государству (VIII –XV вв.) (6 класс)

Выпускник научится:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья,

этапы становления и развития Российского государства; соотносить

хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о

территории, об экономических и культурных центрах Руси и других

государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей

– походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных

исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в

средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников

материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных

событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и

социальных отношений, политического строя на Руси и в других

государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах,

религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и

всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья,

показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая

раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей

истории Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического

устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников,

выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной

литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других

стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и

значение.

История Нового времени. Россия в XVI – ХIХ веках (7–9 класс)

Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события

Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и

всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и

всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о

границах России и других государств в Новое время, об основных процессах

социально-экономического развития, о местах важнейших событий,

направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний,

колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и

всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных

групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и

художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и

личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и

дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового

времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и

социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции

политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие»,

«абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм»,

«либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных

ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов

отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений,

реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время,

сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей

истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-

экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое

время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с

историческими материалами (определение принадлежности и

достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять,

в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при

составлении описаний исторических и культурных памятников своего города,

края и т. д.

Используемые технологии

ИКТ, РКМЧП

Формы к

Тестовые работы

 

 

назад