Аннотация к рабочей программ по учебному предмету география 5-9 классы
Предметная линия «Полярная звезда».
- Место учебного предмета в учебном плане
География относится к общественным наукам. Рабочая программа по географии для 5-9 классов составлена на основе: География. Сборник примерных рабочие программ. Предметная линия «Полярная звезда». 5 –9 классы. – М.: Просвещение, 2019.
- Цель
Целями изучения географии в основной школе являются;
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т. д.);
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исторических факторов, значения окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, характерных для географического пространства России и мира;
- формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для жизни на Земле;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на-основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
- формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных действий, обеспечивающих возможность самостоятельного усвоения знаний по географии обучающимися;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами,
- зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
— формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
- Структура курса
В «Примерной ООП ООО» (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5) http://fgosreestr.ru/ внесены дополнения в содержательный раздел примерной программы по географии:
1) Крупные природные комплексы России. Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы).
2) География своей местности. Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона. Хозяйство своей местности (на уровне «Выпускник получит возможность научиться»). Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности. (Повышенный уровень).
3) Районы России. Европейская часть России. Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
5 класс 34 часа (1 час в неделю)
Темы |
По рабочей программе |
контроль |
|
Введение |
1 |
Стартовая диагностика |
|
Развитие географических знаний о Земле |
5 |
|
|
Земля – планета Солнечной системы |
3 |
|
|
План и карта |
10 |
Тестовая работа |
|
Человек на Земле |
2 |
|
|
Литосфера – твёрдая оболочка Земли |
11 |
Промеж. ат-я в форме ТР |
|
Резерв |
2 |
|
|
Итого |
32 2 часа – резерв |
|
|
6 класс 34 часа (1 час в неделю)
Темы |
программа |
контроль |
|
Введение в курс географии 6 класса |
2 |
Стартовая диагностика |
|
Гидросфера – водная оболочка Земли |
11 |
Тест. работа |
|
Атмосфера – воздушная оболочка Земли |
11 |
Тест. работа |
|
Биосфера – оболочка жизни |
3 |
|
|
Географическая оболочка Земли |
6 |
Промежуточная аттестация |
|
Резерв |
1 |
|
|
итого |
34 часа |
|
|
7 класс 68 часов (2 ч в неделю)
тема |
количество часов |
практикум |
контрольная работа |
форма контроля |
1. Введение. Источники географической информации |
3 |
|
|
|
2. Население Земли |
4 |
2 |
1 |
Практические работы, работы в контурной карте, самостоятельная работа, контрольная работа, отчёты по практическим работам |
3. Природа Земли |
12 |
3 |
1 |
Практические работы, работы в контурной карте, самостоятельная работа, контрольная работа, отчёты по практическим работам |
4. Природные комплексы и регионы |
5 |
3 |
|
|
Материки и страны |
34 |
6 |
1 |
Практические работы, работы в контурной карте, самостоятельная работа, промежуточная аттестация, отчёты по практическим работам |
Резервное время 10 часов |
8 класс «География России» 68 часов (2 часа в неделю)
тема |
Количество часов |
практикум |
контроль |
Форма контроля |
1.Введение |
2 |
|
|
|
2.Географическое пространство России |
8 |
3 |
1 |
Практические работы, работы в контурной карте, самостоятельная работа, контрольная работа, отчёты по практическим работам, ИКТ-технологии |
3.Природа России |
46 |
18 |
5 |
Практические работы, работы в контурной карте, самостоятельная работа, контрольная работа, отчёты по практическим работам, ИКТ-технологии |
4.Население России |
11 |
6 |
1 |
Практические работы, работы в контурной карте, самостоятельная работа, контрольная работа, отчёты по практическим работам, ИКТ-технологии |
5. промежуточная аттестация |
1 |
|
1 |
Контрольная работа |
|
68 |
27 |
8 |
|
9 класс «География России» 68 часов( 2 часа в неделю)
тема |
количество часов |
практикум |
контрольная работа |
форма контроля |
1. Введение |
2 |
|
1 |
Входной контроль |
2. Хозяйство России |
26 |
10 |
2 |
Практические работы, работы в контурной карте, самостоятельная работа, контрольная работа, отчёты по практическим работам |
3. Районы России 37 часов. Из них: |
||||
|
37 |
6 |
2 |
Практические работы, работы в контурной карте, самостоятельная работа, контрольная работа, отчёты по практическим работам |
Итоговая работа за курс основного общего образования «География». |
1 |
|
1 |
Контрольная работа |
4. Россия в мире |
3 |
1 |
1 |
Практические работы, работы в контурной карте, самостоятельная работа, итоговая контрольная работа, отчёты по практическим работам |
|
68 |
17 |
7 |
|
- Основные образовательные технологии
- индивидуальная работа с учащимся, коллективная работа с учащимися;
- технология проблемного обучения;
- личностно-ориентированные технологии обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология коррекционно-развивающего обучения;
- технология проектного обучения;
- разноуровневое обучение;
- здоровьесберегающие технологии.
5. Требования к результатам освоения программы
В результате изучения курса географии в основной школе:
Выпускник научится:
- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
- использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
- устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
- приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
- различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
- оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
- использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
- различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
- использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
- находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
- различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
- использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
- объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
- сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
- уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
- описывать погоду своей местности;
- объяснять расовые отличия разных народов мира;
- давать характеристику рельефа своей местности;
- уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
- приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
- оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления;
- работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
- подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
- ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
- сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
- оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
- оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
- давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
- делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
- наносить на контурные карты основные формы рельефа;
- давать характеристику климата своей области (края, республики);
- показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
- выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
- оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
- объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
- выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
- обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России;
- использовать знания о хозяйстве своей местности;
- оценивать особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения Ярославской области, Гаврилов-Ямского МР, особенности территориальной структуры хозяйства, специализации района;
- объяснять географию важнейших отраслей хозяйства своей местности
- составлять характеристику хозяйства своего региона.
- Общая трудоемкость курса
Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для уровня основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за 5 лет обучения - 272, из них по 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.
- Формы оценивания
Оценка качества освоения программы включает в себя текущую (проверочные, контрольные, практические работы). С 5 по 8 класс форма промежуточной аттестации: ВПР или тестовая работа, в 9 классе – итоговая работа.
8. составитель программы Кириллова Е В учитель МОБУ СШ №2
Аннотация к рабочей программе учебного предмета география 8-9 классы
Предметная линия учебников «Сферы» В.П. Дронов, Л.Е. Савельева
- Место географии в учебном плане
Рабочая программа «География» разработана на основе авторской: «География. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников «Сферы». 5-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. — М.: Просвещение, 2019.
В связи с изменением Федерального перечня учебников, преподавание географии по данной программе осуществляется с 8 по 9 класс.
География в основной школе — учебный предмет, относящийся к общественным наукам.
- Цель.
Основная цель — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
- Структура курса
8 класс
Название темы |
Кол-во часов |
Из них контроль знаний, обобщение |
|
2 |
1 – стартовая диагностика |
|
8 |
1 |
|
||
3.1 Природные условия и природные ресурсы России |
1 |
|
3.2 Рельеф и недра |
6 |
|
3.3 Климат |
11 |
1 |
3.4 Внутренние воды, и моря |
7 |
|
3.5 Растительный и животный мир |
3 |
|
3.6 Почвы |
4 |
1 |
3.7 Природно-хозяйственные зоны |
11 |
1 |
|
|
|
4.1 Население России |
11 |
1 |
Резерв |
- |
|
Итого: |
64 ч |
6 ч |
9 класс.
Название темы |
Количество часов |
Количество практических работ |
Количество контрольных работ |
|
Введение |
2 |
- |
1 |
|
Хозяйство России – 26 часов |
|
|||
Общая характеристика хозяйства |
5 |
2 |
- |
|
Промышленность |
10 |
6 |
- |
|
Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс |
4 |
2 |
- |
|
Сфера услуг |
7 |
- |
1 |
|
Районы России – 30 часов |
|
|||
Европейская и азиатская части России |
1 |
1 |
- |
|
Европейский Север |
3 |
1 |
- |
|
Европейский Северо-Запад |
3 |
- |
- |
|
Центральная Россия |
5 |
- |
- |
|
Европейский Юг |
3 |
1 |
- |
|
Крым |
3 |
1 |
- |
|
Поволжье |
2 |
- |
- |
|
Урал |
4 |
- |
1 |
|
Западная и Восточная Сибирь |
5 |
2 |
- |
|
Дальний Восток |
1 |
- |
- |
|
Россия в мире –1 час |
|
|||
Россия в мире |
1 |
1 |
- |
|
итого |
59 ч резерв – 9 часов |
17 |
3 |
|
4. Основные образовательные технологии
-
- Педагогика сотрудничества.
- Проблемное обучение.
- Групповые технологии.
- Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
- Личностно-ориентированное развивающее обучение
- Требования к результатам освоения программы.
Ученик научится:
- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
- использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
- приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
- различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
- оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
- использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
- различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
- использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
- находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
- различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
- использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
- объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
- сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
- описывать погоду своей местности;
- объяснять расовые отличия разных народов мира;
- давать характеристику рельефа своей местности;
- уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
- приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
- оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
- сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
- оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
- оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
- давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
- делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
- наносить на контурные карты основные формы рельефа;
- давать характеристику климата своей области (края, республики);
- показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
- выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
- оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
- объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
- выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
- обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
- Общая трудоемкость курса
Общее число учебных часов: 2 ч в неделю в 8 и 9 классах по 68 часов в год (272 часа с учетом резервного времени).
7. Формы оценивания
Обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
• стартовой диагностики;
• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
• промежуточных в форме тестирования и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно- познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно- познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
• защиты итогового индивидуального проекта.
8. Составитель программы: Кирилловой Е В учитель МОБУ СШ №2