Страница обновлена 29.09.2021

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Страница обновлена 29.09.2021
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Аннотация к рабочей программ по учебному предмету география 5-9 классы

Предметная линия «Полярная звезда». 

  1. Место учебного предмета в учебном плане

География относится к общественным наукам. Рабочая программа по географии для 5-9 клас­сов составлена на основе: География. Сборник примерных рабочие программ.  Предметная линия «Полярная звезда». 5 –9 классы. – М.: Просвещение, 2019.

  1. Цель

Целями изучения географии в основной школе являются;

  •  формирование системы географических знаний как ком­понента научной картины мира;
  •  формирование целостного географического образа пла­неты Земля на разных его уровнях (планета в целом, террито­рии материков, России, своего региона и т. д.);
  •  понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом истори­ческих факторов, значения окружающей среды и рационально­го природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
  •  познание основных природных, социально-экономиче­ских, экологических, геополитических процессов и закономер­ностей, характерных для географического пространства России и мира;
  •  формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечиваю­щих безопасное, социально и экологически целесообразное по­ведение в окружающей среде;
  • формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для жизни на Земле;
  • формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализа­цию собственных потребностей, интересов, проектов;
  • формирование опыта творческой деятельности по реали­зации познавательных, социально-коммуникативных потребно­стей на-основе создания собственных географических продук­тов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
  • формирование познавательных, регулятивных, коммуни­кативных, личностных универсальных действий, обеспечиваю­щих возможность самостоятельного усвоения знаний по гео­графии обучающимися;
  •  понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природны­ми, социально-экономическими и экологическими факторами,
  • зависимости проблем адаптации и здоровья человека от гео­графических условий проживания;
  • всестороннее изучение географии России, включая раз­личные виды её географического положения, природу, населе­ние, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
  • выработка у обучающихся понимания общественной по­требности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

— формирование навыков и умений безопасного и эколо­гически целесообразного поведения в окружающей среде.

  1. Структура курса

В «Примерной ООП ООО» (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5) http://fgosreestr.ru/ внесены дополнения в содержательный раздел примерной программы по географии:

1) Крупные природные комплексы России. Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы).

2) География своей местности. Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона. Хозяйство своей местности (на уровне «Выпускник получит возможность научиться»). Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности. (Повышенный уровень).

3) Районы России. Европейская часть России. Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

5 класс 34 часа (1 час в неделю)

Темы

По рабочей программе

контроль

 
 

Введение

1

Стартовая диагностика

 

Развитие географических знаний о Земле

5

 

 

Земля – планета Солнечной системы

3

 

 

План и карта

10

Тестовая работа

 

Человек на Земле

2

 

 

Литосфера – твёрдая оболочка Земли

11

Промеж. ат-я в форме ТР

 

Резерв

2

 

 

Итого

32

2 часа – резерв

 

 

6 класс 34 часа (1 час в неделю)

Темы

программа

контроль

 
 

Введение в курс географии 6 класса

2

Стартовая диагностика

 

Гидросфера – водная оболочка Земли

11

Тест. работа

 

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

11

Тест. работа

 

Биосфера – оболочка жизни

3

 

 

Географическая оболочка Земли

6

Промежуточная

 аттестация

 

Резерв

1

 

 

итого

34 часа

 

 

7 класс 68 часов (2 ч в неделю)

тема

количество часов

практикум

контрольная работа

форма контроля

1. Введение. Источники географической информации

3

 

 

 

2. Население Земли

4

2

1

Практические работы, работы в контурной карте, самостоятельная работа, контрольная работа, отчёты по практическим работам

3. Природа Земли

12

3

1

Практические работы, работы в контурной карте, самостоятельная работа, контрольная работа, отчёты по практическим работам

4. Природные комплексы и регионы

5

3

 

 

Материки и страны

34

6

1

Практические работы, работы в контурной карте, самостоятельная работа, промежуточная аттестация, отчёты по практическим работам

Резервное время 10 часов

8 класс «География России» 68 часов (2 часа в неделю)

тема

Количество часов

практикум

контроль

Форма контроля

1.Введение

2

 

 

 

2.Географическое пространство России

8

3

1

      Практические работы, работы в контурной карте, самостоятельная работа, контрольная работа, отчёты по практическим работам, ИКТ-технологии

3.Природа России     

46

18

5

      Практические работы, работы в контурной карте, самостоятельная работа, контрольная работа, отчёты по практическим работам, ИКТ-технологии

4.Население России                                                                   

11

6

1

Практические работы, работы в контурной карте, самостоятельная работа, контрольная работа, отчёты по практическим работам, ИКТ-технологии

5. промежуточная аттестация

1

 

1

Контрольная работа

 

68

27

8

 

9 класс «География России» 68 часов( 2 часа в неделю)

тема

количество часов

практикум

контрольная работа

форма контроля

1. Введение

2

 

1

Входной контроль

2. Хозяйство России                                                              

26

10

2

Практические работы, работы в контурной карте, самостоятельная работа, контрольная работа, отчёты по практическим работам

3. Районы России                                                                    37 часов. Из них:

 

37

6

2

Практические работы, работы в контурной карте, самостоятельная работа, контрольная работа, отчёты по практическим работам

Итоговая рабо­та за курс основного общего образования «География».

1

 

1

Контрольная работа

4. Россия в мире

3

1

1

Практические работы, работы в контурной карте, самостоятельная работа, итоговая контрольная работа, отчёты по практическим работам

 

68

17

7

 

  1. Основные образовательные технологии

- индивидуальная работа с учащимся, коллективная работа с учащимися;

- технология проблемного обучения;

- личностно-ориентированные технологии обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

  • технология коррекционно-развивающего обучения;
  • технология проектного обучения;
  • разноуровневое обучение;
  • здоровьесберегающие технологии.

5. Требования к результатам освоения программы

В результате изучения курса географии в основной школе:

Выпускник научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
  • различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
  • использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
  • устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
  • использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте  реальной жизни;
  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
  • использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
  • различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
  • объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
  • уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
  • описывать погоду своей местности;
  • объяснять расовые отличия разных народов мира;
  • давать характеристику рельефа своей местности;
  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
  • приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • моделировать географические объекты и явления;
  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
  • оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;
  • давать характеристику климата своей области (края, республики);
  • показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
  • объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России;
  • использовать знания о хозяйстве своей местности;
  •  оценивать особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения Ярославской области, Гаврилов-Ямского МР, особенности территориальной структуры хозяйства, специализации района;
  • объяснять географию важнейших отраслей хозяйства своей местности
  • составлять характеристику хозяйства своего региона.
  1. Общая трудоемкость курса

Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для уровня основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за 5 лет обучения - 272, из них по 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

  1. Формы оценивания

Оценка качества освоения программы включает в себя текущую (проверочные, контрольные, практические работы). С 5 по 8 класс форма промежуточной аттестации: ВПР или тестовая работа, в 9 классе – итоговая работа.

8.  составитель программы Кириллова Е В учитель МОБУ СШ №2

Аннотация к рабочей программе учебного предмета география 8-9 классы

Предметная линия учебни­ков «Сферы» В.П. Дронов, Л.Е. Савельева 

  1. Место географии в учебном плане

Рабочая программа «География» разработа­на на основе авторской: «География. Сборник примерных рабочих программ.  Предметная линия учебни­ков «Сферы». 5-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. — М.: Прос­вещение, 2019.

В связи с изменением Федерального перечня учебников, преподавание географии по данной программе осуществляется с 8 по 9 класс.

География в основной школе — учебный предмет, относящийся к общественным наукам.

  1. Цель.

Основная цель — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-эконо­мических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окру­жающей среде.

  1. Структура курса

8 класс

Название темы

Кол-во часов

Из них контроль знаний, обобщение

  1. Введение

2

1 – стартовая диагностика

  1. Особенности географического положения России

8

1

  1. Природа России                                                                       (43 ч)

3.1 Природные условия и при­родные ресурсы России

1

 

3.2 Рельеф и недра

6

 

3.3 Климат

11

1

3.4 Внутренние воды, и моря

7

 

3.5 Растительный и животный мир

3

 

3.6 Почвы

4

1

3.7 Природно-хозяйственные зоны

11

1

  1. Население России                                                                    (11 ч)

 

4.1 Население России

11

1

Резерв

-

 

Итого:

64 ч

6 ч

9 класс.

Название темы

Количество часов

Количество практических

работ

Количество контрольных

работ

 
 

Введение

2

-

1

 

Хозяйство России – 26 часов

 

Общая характеристика хозяйства

5

2

     -

 

Промышленность

10

6

-

 

Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс

 4

2

-

 

Сфера услуг

7

-

1

 

Районы России – 30 часов

 

Европейская и азиатская части России

1

1

-

 

Европейский Север

3

1

-

 

Европейский Северо-Запад

3

-

-

 

Центральная Россия

5

-

-

 

Европейский Юг

3

1

-

 

Крым

3

1

-

 

Поволжье

2

-

-

 

Урал

4

-

1

 

Западная и Восточная Сибирь

5

2

-

 

Дальний Восток

1

-

-

 

Россия в мире –1 час

 

Россия в мире

1

1

-

 

итого

59 ч

резерв – 9 часов

17

3

 

4. Основные образовательные технологии

    • Педагогика сотрудничества.
    • Проблемное обучение.
    • Групповые технологии.
    •  Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
    • Личностно-ориентированное развивающее обучение 
  1. Требования к результатам освоения программы.

Ученик научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
  • различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
  • использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
  • использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
  • использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
  • различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
  • объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
  • описывать погоду своей местности;
  • объяснять расовые отличия разных народов мира;
  • давать характеристику рельефа своей местности;
  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
  • приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
  • оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;
  • давать характеристику климата своей области (края, республики);
  • показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
  • объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
  1. Общая трудоемкость курса

Общее число учебных часов: 2 ч в неделю в  8 и 9 классах по 68 часов в год (272 часа с учетом резервного времени).

7. Формы оценивания

Обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

• стартовой диагностики;

• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

• промежуточных в форме тестирования и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно- познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно- познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

• защиты итогового индивидуального проекта.

8.  Составитель программы: Кирилловой Е В учитель МОБУ СШ №2

назад