Аннотация к рабочей программе по учебному предмету физическая культура 5-9 классов
1. Место курса в учебном плане.
Программа по предмету «Физическая культура» для 5 – 9 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и примерной программой основного общего образования по физической культуре, с учетом комплексной программы физического воспитания учащихся В. И. Ляха, А. А. Зданевича. Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение физической культуры в основной школе выделяется 350 ч, из расчета 2 ч в неделю с V по IX класс. По приказу Минобрнауки от 30 августа 2010г №889 на изучение физической культуры в основной школе выделяется еще 1 ч в неделю. В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 и письмом Департамента образования Ярославской области от 24.05.2011 г. № 1589/01-10 количество часов в неделю, отведенное на изучение предмета «Физическая культура» в 1-11 классах.Таким образом, на изучение физической культуры в основной школе выделяется 525 ч, по 105 ч с V по IX класс (3ч в неделю, 35 учебных недель). Учебник Физическая культура под редакцией М.Я Виленского М.Прсвещение 2018 г
2. Цель: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха
3. Структура курса
Раздел 1. Физическая культура как область знаний
1.1История и современное развитие физической культуры
1.2 Современное представление о физической культуре (основные понятия)
1.3Физическая культура человека
Раздел 2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
2.1 Организация и проведение самостоятельных занятий физической
Культурой.
2.2 Оценка эффективности занятий физической культурой
Раздел 3. Физическое совершенствование
3.1Физкультурно-оздоровительная деятельность
3.2 Спортивно-оздоровительная деятельность
3.2.1 Гимнастика с основами акробатики
3.2.2 Легкая атлетика
3.2.3 Плавание.
3.2.4 Лыжные гонки
3.2.5 Прикладная-ориентированная физкультурная деятельность
Прикладная физическая подготовка Общефизическая подготовка
4.Коррекционно-развивающая работа
4. Основные образовательные технологии.
-Педагогика сотрудничества.
-Проблемное обучение.
-Групповые технологии.
- Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
-Личностно-ориентированное развивающее обучение
-имметационные упражнения
5. Требования к результатам освоения программы.
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
• рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
• определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
• разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
• руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
• характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принёсших славу российскому спорту;
• определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
• использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
• составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
• классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
• самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
• тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
• взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
• вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
• проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
• проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
• выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
• выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
- выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
- выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
• выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
• преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
• осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
6. Общая трудоемкость курса
Темы |
По программе 5-6 классы |
По программе 7 класса |
По программе 8 класса |
По программе 9 класса |
Основы знаний |
7 |
4 |
4 |
|
Легкая атлетика |
21 |
27 |
25 |
20 |
Баскетбол |
13 |
8 |
13 |
10 |
Футбол |
3 |
5 |
2 |
4 |
Гимнастика |
18 |
18 |
18 |
17 |
Лыжи |
19 |
19 |
19 |
20 |
Лапта |
6 |
|
|
|
Волейбол |
10 |
13 |
16 |
10 |
Плавание |
|
3 |
|
4 |
Единоборства |
|
|
|
9 |
Мониторинг ГТО(промежуточный контроль) |
5 |
5 |
5 |
5 |
Итого |
102 |
102 |
102 |
99 |
7. Формы оценивания.
Оценка успеваемости должна складываться главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений учащегося и сформированности качественных универсальных способностей. Особого внимания должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. При оценке достижений учеников в большей мере следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей, а не на выполнение усредненных учебных количественных нормативов.
Форма контроля:
Зачет:
- практическое выполнение определенных видов упражнений из разделов программы;
- основы знаний
- тесты по физической подготовленности.
- реферат, презентация, проект на темы из разделов программы изучаемого курса программы.
8. Составители программы.
Учителя физической культуры: Хрипкова И.А., Клюев В.В., Кузнецова Н.С.