Аннотация к адаптированной рабочей программе по учебному предмету музыка для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития в 5 классе
- Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, адаптированной основной образовательной программы ОУ, с учетом примерной адаптированной программы ООО по музыке, на основе авторской программы УМК Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. «Музыка. 5-8 классы» издательства «Просвещение», 2018 года издания. Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство». На изучение курса музыки в 5 классе отводится 1 час в неделю.
Учебный предмет «Музыка» входит в образовательную область «Искусство», цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов учащихся с ЗПР, обеспечение их интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий.
Задачи:
- формирование музыкальной культуры учащихся с ЗПР как неотъемлемой части их общей духовной культуры, освоение музыкальной картины мира;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
- развитие творческих способностей учащихся, овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-пластическое движение, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникативных технологий);
- передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном виде;
- коррекция и развития эмоциональной сферы учащегося с ЗПР посредством приобщения к музыке, выражения своих эмоций через восприятие музыкальных произведений, переживание и осознание своих чувств через проживание музыкального образа;
- коррекция и развитие памяти, ассоциативно-образного мышления посредством заучивания музыкального материала и текстов песен, понимания средств музыкальной выразительности;
- совершенствование речевого дыхания, правильной артикуляции звуков, формирование способности вербального выражения чувств, обогащение словаря.
- Структура курса
Содержание учебного предмета
Тематический план (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой)
Разделы, темы |
Класс |
Количество часов |
5 |
|
|
«Музыка и литература» |
|
16 |
«Музыка и изобразительное искусство» |
|
18 |
- Основные образовательные технологии
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД) через следующие виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений, музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» направлена на формирование ИКТ-компетентности через создание музыкальных и звуковых сообщений с использованием звуковых и музыкальных редакторов; клавишных и кинестетических синтезаторов; программ звукозаписи и микрофонов; обработки цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, с использованием возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» направлена на формирование культуры, здорового и безопасного образа жизни через осознанное использование обучающимися на уроках здоровьесберегающих музыкальных технологий, к которым относятся вокалотерапия, тонирование, ритмотерапия, релаксация.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» направлена на формирование проектно-исследовательской деятельности через разработку информационных и творческих проектов, таких как: виртуальный музей музыкальных инструментов, музыкальный фестиваль нашего класса, музыкальный журнал класса, постановка музыкального спектакля, музыка для школьной дискотеки, мой музыкальный портрет моя музыкальная коллекция и т.д.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» направлена на формирование основ смыслового чтения и работы с текстомчерез: овладение различными видами и типами чтения, приемами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога; осваивание различных приёмов работы с учебной книгой и другими информационными источниками, анализ и осмысление текста учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Требования к результатам освоения программы.
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов;
- сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Коммуникативные:
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- приобретении умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации.
Познавательные:
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и др.).
Предметные результаты
В результате освоения предмета «Музыка» учащиеся с ЗПР формируют представления о музыке как о виде искусства, значении музыки в художественной культуре, об основных жанрах народной и профессиональной музыки, о формах музыки, характерных чертах и образцах творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов, видах оркестров, известных инструментах, выдающихся композиторах и музыкантах-исполнителях, приобретают навыки эмоционально–образного восприятия музыкальных произведений, определения на слух произведений русской и зарубежной классики, образцов народного музыкального творчества, произведений современных композиторов, исполнения народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов, выявления общего и особенного при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, различения звучания отдельных музыкальных инструментов, видов хора и оркестра.
Выпускник научится:
- понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
- эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
- приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов с использованием справочной информации;
- понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
- иметь представление о терминах и понятиях (в том числе народная музыка, жанры народной музыки, жанры музыки, музыкальная интонация, мотив, сценические жанры музыки, либретто, вокальная музыка, солист, ансамбль, хор, средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, ритм, динамика, тембр, лад);
- воспринимать музыку как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыки разных композиторов;
- определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
- различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
- различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
- производить интонационно-образный анализ музыкального произведения с использованием справочной информации;
- иметь представление об основном принципе построения и развития музыки;
- иметь представление о взаимосвязи жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
- иметь представление о значении народного песенного и инструментального музыкального творчества как части духовной культуры народа;
- ориентироваться в образцах песенной и инструментальной народной музыки.
- определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к русскому музыкальному фольклору;
- воспринимать интонационное многообразие фольклорных традиций своего народа и других народов мира;
- перечислять примеры народных музыкальных инструментов и определять на слух их принадлежность к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
- приводить примеры музыкальных произведений русской и зарубежной классики, содержащие народные музыкальные интонации и мотивы с использованием справочной информации;
- иметь представление о характерных признаках классической и народной музыки;
- иметь представление о специфике воплощения народной музыки в произведениях композиторов;
- иметь представление о терминах и понятиях (в том числе стили музыки, направления музыки, джазовая музыка, современная музыка, эстрада);
- определять на слух тембры музыкальных инструментов (классических, современных электронных; духовых, струнных, ударных);
- различать виды оркестров: симфонический, духовой, русских народных инструментов, эстрадно-джазовый;
- определять стили, направления и жанры современной музыки с использованием справочной информации;
- перечислять характерные признаки современной популярной, джазовой и рок-музыки с использованием справочной информации;
- исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука.
- определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, с использованием справочной информации;
- определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке с использованием справочной информации;
- иметь представление о характерных чертах и образцах творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- иметь представление об общем и особенном при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
- различать жанры вокальной (в том числе песня, романс, ария) и театральной музыки (в том числе опера, балет, мюзикл и оперетта), симфонической музыки;
- называть основные жанры светской музыки малой (баллада, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.) с использованием справочной информации;
- иметь представление о терминах и понятиях (в том числе духовная музыка, знаменный распев);
- различать особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных);
- называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, альт, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса с использованием визуальной опоры;
- определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
- узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо) с использованием визуальной опоры;
- владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы с использованием справочной информации;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов с использованием справочной информации;
- эмоционально-образно воспринимать музыкальные произведения;
- иметь представление об особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
- иметь представление об интерпретации классической музыки в современных обработках;
- определять характерные признаки современной популярной музыки с использованием справочной информации;
- называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др. с использованием справочной информации;
- понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
- различать средства выразительности разных видов искусств;
- иметь представление о терминах и понятиях (в том числе музыкальная интонация, изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности);
- понимать существование в музыкальном произведении основной идеи, иметь представление о средствах воплощения основной идеи, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения;
- узнавать средства музыкальной выразительности (в том числе мелодия, темп, ритм, тембр, динамика, лад);
- понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
- владеть навыками вокально-хорового музицирования;
- применять в творческой деятельности вокально-хоровые навыки при пении с музыкальным сопровождением;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
- применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
- обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
- понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
- понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
- определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
- распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
- различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- исполнять свою партию в хоре;
- активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
У учащихся будут сформированы:
- первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
- основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
учащиеся научатся:
- понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
- эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
- приводить примеры выдающихся отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов с использованием справочной информации;
- понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
- иметь представление о терминах и понятиях (в том числе народная музыка, жанры народной музыки, жанры музыки, музыкальная интонация, мотив, сценические жанры музыки, либретто, вокальная музыка, солист, ансамбль, хор, средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, ритм, динамика, тембр, лад);
- воспринимать музыку как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать и различать характерные черты музыки разных композиторов;
- иметь представление о значении народного песенного и инструментального музыкального творчества как части духовной культуры народа;
- ориентироваться в образцах песенной и инструментальной народной музыки;
- определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к русскому музыкальному фольклору; перечислять русские народные музыкальные инструменты и определять на слух их принадлежность к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
- приводить примеры музыкальных произведений русской и зарубежной классики, содержащие народные музыкальные интонации и мотивы с использованием справочной информации;
- иметь представление о характерных признаках классической и народной музыки;
- иметь представление о специфике воплощении народной музыки в произведениях композиторов;
- воспринимать интонационное многообразие фольклорных традиций своего народа и других народов мира;
- исполнять разученные музыкальные произведения вокальных жанров (хор, ансамбль, соло);
- воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах);
- понимать с помощью учителя существование в музыкальном произведении основной идеи, иметь представление о средствах воплощения основной идеи, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения;
- узнавать средства музыкальной выразительности (в том числе мелодия, темп, ритм, тембр, динамика, лад);
- понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
- владеть навыками вокально-хорового музицирования;
- применять в творческой деятельности вокально-хоровые навыки при пении с музыкальным сопровождением;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности.
учащиеся получат возможность научиться:
- творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции.
Общая трудоемкость курса
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 классов составлена в соответствии с количеством часов, указанным в учебном плане МОБУ СШ №2. Предмет изучается в 5 классе в объеме 34 часа.
7.Формы оценивания.
Оценка качества освоения программы включает текущую и промежуточную аттестацию. Форма промежуточной аттестации – интегрированный зачет.
8. Составитель программы.
Рабочую программу составила учитель музыки Медведева И.А., на основе программы «Музыка» 5-8 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева М.: Просвещение, 2018г.
Аннотация к адаптированной рабочей программе по учебному предмету музыка для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития, 6 класс
- Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, адаптированной основной образовательной программы ОУ, с учетом примерной адаптированной программы ООО по музыке, на основе авторской программы УМК Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. «Музыка. 5-8 классы» издательства «Просвещение», 2018 года издания. Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство». На изучение курса музыки в 6 классе отводится 1 час в неделю.
Учебный предмет «Музыка» входит в образовательную область «Искусство», цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов учащихся с ЗПР, обеспечение их интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий.
Задачи:
- формирование музыкальной культуры учащихся с ЗПР как неотъемлемой части их общей духовной культуры, освоение музыкальной картины мира;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
- развитие творческих способностей учащихся, овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-пластическое движение, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникативных технологий);
- передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном виде;
- коррекция и развития эмоциональной сферы учащегося с ЗПР посредством приобщения к музыке, выражения своих эмоций через восприятие музыкальных произведений, переживание и осознание своих чувств через проживание музыкального образа;
- коррекция и развитие памяти, ассоциативно-образного мышления посредством заучивания музыкального материала и текстов песен, понимания средств музыкальной выразительности;
- совершенствование речевого дыхания, правильной артикуляции звуков, формирование способности вербального выражения чувств, обогащение словаря.
- Структура курса
Содержание учебного предмета
Календарно- тематическое планирование 6 класс
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Из них |
Примечание |
||
Лабораторные и практические |
Контрольные и диагностические материалы |
Экскурсии |
||||
I. |
Тема № 1. «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» |
16 ч. |
|
2 ч. Обобщающие уроки |
|
|
II. |
Тема № 2. «Мир образов камерной и симфонической музыки» |
18ч. |
|
2 ч. Защита исследовательских проектов |
|
|
|
Итого |
34 ч. |
|
4 ч. |
|
|
- Основные образовательные технологии
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД) через следующие виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений, музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» направлена на формирование ИКТ-компетентности через создание музыкальных и звуковых сообщений с использованием звуковых и музыкальных редакторов; клавишных и кинестетических синтезаторов; программ звукозаписи и микрофонов; обработки цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, с использованием возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» направлена на формирование культуры, здорового и безопасного образа жизни через осознанное использование обучающимися на уроках здоровьесберегающих музыкальных технологий, к которым относятся вокалотерапия, тонирование, ритмотерапия, релаксация.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» направлена на формирование проектно-исследовательской деятельности через разработку информационных и творческих проектов, таких как: виртуальный музей музыкальных инструментов, музыкальный фестиваль нашего класса, музыкальный журнал класса, постановка музыкального спектакля, музыка для школьной дискотеки, мой музыкальный портрет моя музыкальная коллекция и т.д.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» направлена на формирование основ смыслового чтения и работы с текстомчерез: овладение различными видами и типами чтения, приемами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога; осваивание различных приёмов работы с учебной книгой и другими информационными источниками, анализ и осмысление текста учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Требования к результатам освоения программы.
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов;
- сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Коммуникативные:
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- приобретении умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации.
Познавательные:
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и др.).
Предметные результаты учебного предмета «Музыка» должны отражать сформированность умений:
- определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
- иметь представление о терминах и понятиях (в том числе сценические жанры музыки, либретто, вокальная музыка, солист, ансамбль, хор);
- различать жанры вокальной (в том числе песня, романс, ария) и театральной музыки (в том числе опера, балет, мюзикл и оперетта);
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
- различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений с помощью педагога;
- производить интонационно-образный анализ музыкального произведения с использованием справочной информации;
- иметь представление об основном принципе построения и развития музыки;
- иметь представление о взаимосвязи жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
- иметь представление о терминах и понятиях (в том числе стили музыки, направления музыки, джазовая музыка, современная музыка, эстрада);
- приводить примеры музыкальных произведений русской и зарубежной классики, содержащие народные музыкальные интонации и мотивы с использованием справочной информации;
- определять на слух тембры музыкальных инструментов (классических, современных электронных; духовых, струнных, ударных);
- различать виды оркестров: симфонический, духовой, русских народных инструментов, эстрадно-джазовый;
- определять стили, направления и жанры современной музыки с использованием справочной информации;
- исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука;
- определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы с использованием справочной информации;
- иметь представление о характерных чертах и образцах творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- иметь представление об общем и особенном при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
- понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
- различать средства выразительности разных видов искусств;
- иметь представление о терминах и понятиях (в том числе музыкальная интонация, изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности);
- применять в творческой деятельности вокально-хоровые навыки при пении с музыкальным сопровождением;
- узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- освоению способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности;
- использованию различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе и анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Предметные результаты по итогам второго года учебного предмета «Музыка» должны отражать сформированность умений:
- определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
- иметь представление о терминах и понятиях (в том числе сценические жанры музыки, либретто, вокальная музыка, солист, ансамбль, хор);
- различать жанры вокальной (в том числе песня, романс, ария) и театральной музыки (в том числе опера, балет, мюзикл и оперетта);
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
- различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений с помощью педагога;
- производить интонационно-образный анализ музыкального произведения с использованием справочной информации;
- иметь представление об основном принципе построения и развития музыки;
- иметь представление о взаимосвязи жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
- иметь представление о терминах и понятиях (в том числе стили музыки, направления музыки, джазовая музыка, современная музыка, эстрада);
- приводить примеры музыкальных произведений русской и зарубежной классики, содержащие народные музыкальные интонации и мотивы с использованием справочной информации;
- определять на слух тембры музыкальных инструментов (классических, современных электронных; духовых, струнных, ударных);
- различать виды оркестров: симфонический, духовой, русских народных инструментов, эстрадно-джазовый;
- определять стили, направления и жанры современной музыки с использованием справочной информации;
- исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука;
- определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы с использованием справочной информации;
- иметь представление о характерных чертах и образцах творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- иметь представление об общем и особенном при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
- понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
- различать средства выразительности разных видов искусств;
- иметь представление о терминах и понятиях (в том числе музыкальная интонация, изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности);
- применять в творческой деятельности вокально-хоровые навыки при пении с музыкальным сопровождением;
- узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности.
учащиеся получат возможность научиться:
- освоению способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности;
- использованию различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе и анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Общая трудоемкость курса
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 классов составлена в соответствии с количеством часов, указанным в учебном плане МОБУ СШ №2. Предмет изучается в 6 классе в объеме 34 часа.
7.Формы оценивания.
Оценка качества освоения программы включает текущую и промежуточную аттестацию. Форма промежуточной аттестации – интегрированный зачет.
8. Составитель программы.
Рабочую программу составила учитель музыки Медведева И.А., на основе программы «Музыка» 5-8 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева М.: Просвещение, 2018г.