Страница обновлена 24.09.2021

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Страница обновлена 24.09.2021
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Аннотация к адаптированной рабочей программе по учебному предмету литература для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития, 5 класс

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Литература» входит в состав предметной области «Русский язык и литература», включается в учебный план всех профилей.

         Данная рабочая программа по учебному предмету «Литература» разработана на основе следующих нормативно-методических материалов:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от «17» декабря 2010 г.
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования ПООП ООО – 2015. Реестр примерных основных общеобразовательных программ МОН РФ http://fgosreestr.ru/node/2068.
  3. Программа курса «Литература».  5–9 классы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.; ООО «Русское слово – учебник», 2020.
  4. Методическое письмо ГОАУ ЯО ИРО «Об особенностях адаптации учебного материала и составления рабочих программ по предметам основной школы в классах VII вида для детей с ОВЗ». Составители: Посысоев Н. Н, Отрошко Г. В., Хомутова Л. Н., 2014

По учебному плану МОБУ СШ № 2 на изучение предмета «Литература» выделено следующее количество часов в неделю:

5 класс – 3 часа

  1. Цели.

Цель учебного предмета «Литература»: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.

Перед школой для детей с ЗПР стоят те же задачи обучения, которые заложены в программах V—IX классов массовой общеобразовательной школы. Программа V—VIII классов является продолжением курса чтения в начальных классах, задачей обучения является развитие у детей с ЗПР интереса к чтению, любви к литературе, совершенствование навыка чтения, привитие первоначального умения анализировать произведения с целью углубления их эстетического восприятия.

  1. Структура курса.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.).

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.).

Основные разделы дисциплины в 5 классе:

1.Мифология.

2.Устное народное творчество.

3.Древнерусская литература.

4.Басни народов мира.

5.Литература XIX века.

6.Литрература ХIХ века.

7.Зарубежная литература.

4. Основные образовательные технологии.

Основные образовательные технологии в процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и инновационные технологии проектного, информационно-коммуникационного, игрового, ситуативно-ролевого, объяснительно-иллюстративного обучения, технология развития критического мышления, коррекционно-развивающие технологии, технологии дистанционного обучения, формирующее оценивание.

5. Требования к результатам освоения программы.

Предметными результатами освоения, обучающимися в первый год обучения в основной школе программы по литературе, являются:

Устное народное творчество

Обучающийся научится:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; иметь представление о различиях фольклорных и литературных произведений; сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм) на основе предложенного алгоритма, перечня вопросов/ плана;
  • выделять по наводящим вопросам нравственную проблематику сказок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
  • ориентироваться в чертах русского национального характера в героях русских сказок с опорой на план/ перечень вопросов;
  • уметь выбирать сказки для самостоятельного чтения;
  • уметь выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
  • уметь пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы с опорой на план (в том числе, картинный), перечень вопросов;
  • выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки с опорой на образец, отличать литературную сказку от фольклорной с опорой на перечень характерных признаков.

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Обучающийся научится:

  • уметь адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов; интерпретировать прочитанное на основе приобретенных знаний и опыта;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • определять с помощью учителя для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • уметь выявлять авторскую позицию, определяя свое к ней отношение с опорой на перечень наводящих вопросов;
  • учится работать с книгой как источником информации.

Ученик получит возможность научиться:

Устное народное творчество:

  • сравнивая пословицы и поговорки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
  • сочинять сказку или рассказ по пословице и/или придумывать сюжетные линии;
  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
  • устанавливать связи между пословицами и поговорками разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Ученик получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения;
  • создавать собственную иллюстрацию изученного текста;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя;
  • представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформлять её результаты в форматах (работа исследовательского характера, проект).
  • Общая трудоёмкость курса.

5 класс – 102 часа;

7.  Формы оценивания.

         Оценка качества освоения программы включает текущую, промежуточную

Виды и формы промежуточной аттестации:

  • контрольное изложение;

8.  Составители программы: Новикова И.

Аннотация к адаптированной рабочей программе по учебному предмету литература для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития, 6 класс

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Литература» входит в состав предметной области «Русский язык и литература», включается в учебный план всех профилей.

         Данная рабочая программа по учебному предмету «Литература» разработана на основе следующих нормативно-методических материалов:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от «17» декабря 2010 г.
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования ПООП ООО – 2015. Реестр примерных основных общеобразовательных программ МОН РФ http://fgosreestr.ru/node/2068.
  3. Программа курса «Литература».  5–9 классы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.; ООО «Русское слово – учебник», 2020.
  4. Методическое письмо ГОАУ ЯО ИРО «Об особенностях адаптации учебного материала и составления рабочих программ по предметам основной школы в классах VII вида для детей с ОВЗ». Составители: Посысоев Н. Н, Отрошко Г. В., Хомутова Л. Н., 2014

По учебному плану МОБУ СШ № 2 на изучение предмета «Литература» выделено следующее количество часов в неделю:

6 класс – 3 часа

  1. Цели.

Цель учебного предмета «Литература»: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.

Перед школой для детей с ЗПР стоят те же задачи обучения, которые заложены в программах V—IX классов массовой общеобразовательной школы. Программа V—VIII классов является продолжением курса чтения в начальных классах, задачей обучения является развитие у детей с ЗПР интереса к чтению, любви к литературе, совершенствование навыка чтения, привитие первоначального умения анализировать произведения с целью углубления их эстетического восприятия.

  1. Структура курса.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.).

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.).

Основные разделы дисциплины в 6 классе:

1.Мифология.

2.Устное народное творчество.

3.Древнерусская литература. 

4.Литература XIX века.

6.Литрература ХХ века.

7.Зарубежная литература.

4. Основные образовательные технологии.

Основные образовательные технологии в процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и инновационные технологии проектного, информационно-коммуникационного, игрового, ситуативно-ролевого, объяснительно-иллюстративного обучения, технология развития критического мышления, коррекционно-развивающие технологии, технологии дистанционного обучения, формирующее оценивание.

5. Требования к результатам освоения программы.

Предметными результатами освоения, обучающимися во второй год обучения в основной школе программы по литературе, являются:

Устное народное творчество

Обучающийся научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения;

• выделять нравственную проблематику пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

• обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Обучающийся научится:

•  адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов или по данному плану; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять с помощью учителя или консультантов для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,

• создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его иллюстрацию;

• работать с книгой как источником информации.

Ученик получит возможность научиться:

Устное народное творчество:

• сравнивая пословицы и поговорки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• сочинять сказку или рассказ по пословице и/или придумывать сюжетные линии;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между пословицами и поговорками разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Ученик получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения;

• создавать собственную иллюстрацию изученного текста;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя;

• представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформлять её результаты в форматах (работа исследовательского характера, проект).

  • Общая трудоёмкость курса.

6 класс – 102 часа;

7.  Формы оценивания.

         Оценка качества освоения программы включает текущую, промежуточную

Виды и формы промежуточной аттестации:

  • контрольное изложение;

8.  Составители программы: Родионова С.А.

назад