Страница обновлена 24.09.2021

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Страница обновлена 24.09.2021
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа № 2 имени Д. В. Крылова" г. Гаврилов-Ям

Аннотация к адаптированной рабочей программе по учебному предмету география для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития, 5-6 класс

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Адаптированная рабочая программа курса «География» составлена в соответствии с учебным планом для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих ЗПР.

Рабочая программа по географии для 5-6 клас­сов составлена на основе:

- Сборника примерных рабочих программ.  География. Предметная линия «Полярная звезда». 5 –9 классы. – М.: Просвещение, 2019;

-  Примерной адаптированной основной образовательной программы (проект) основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития, разработанная по заказу Министерства Просвещения России и одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

- Концепции развития географического образования в Российской Федерации.

География относится к общественным наукам.

  Цель обучения географии обучающихся с ЗПР заключается в формировании географической картины мира; овладении знаниями о характере, сущности и динамике главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; понимании главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значении охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира.

  1. Структура курса

Содержание курса выстроено с учётом особенностей познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями, с учётом их возрастных особенностей. В содержании программы присутствуют разделы по классам:

5 класс

6 класс

  1. Развитие географических знаний о Земле.
  2. Земля — планета Солнечной системы.
  3. План и карта.
  4. Человек на Земле.
  5. Литосфера – твердая оболочка Земли.

1. Введение в курс географии 6 класса.

2. Гидросфера – водная оболочка Земли.

3. Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

4. Биосфера — живая оболочка Земли.

5. Географическая оболочка Земли.

  1.  Основные образовательные технологии

-технология традиционного обучения;

-технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения;

-технология дифференцированного обучения;

-технология проблемного обучения;

-личностно-ориентированные технологии обучения;

-информационно-коммуникационные технологии;

  • технология коррекционно-развивающего обучения;
  • игровые технологии;
  • технология проектного обучения;
  • тестовая технология;
  • разноуровневое обучение;
  • здоровьесберегающие технологии.
  1. Требования к результатам освоения программы.

Результаты по годам формулируются по принципу добавления новых результатов от года к году, уже названные в предыдущих годах позиции, как правило, дословно не повторяются, но учитываются (результаты очередного года по умолчанию включают результаты предыдущих лет).

Предметные результаты по итогам первого года изучения учебного предмета

«География» (5 класс) должны отражать сформированность умений:

  • иметь представление об основных этапах географического изучения Земли (только ведущих ученых в древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих географических открытий, в XVII–XIX в. в.,) современных географических исследованиях и открытиях);
  • иметь представление о вкладе великих путешественников в географическом изучении Земли, маршрутах их путешествий по физической карте;
  • находить в различных источниках информации (включая Интернет-ресурсы) факты о вкладе российских ученых и путешественников в развитие знаний о Земле;
  • представлять информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли в виде сообщения с использованием наглядной опоры (схемы, карты, презентации, плана и т.п.);
  • иметь представление об изученных географических понятиях, объектах, процессах и явлениях: план и географическая карта; орбита и ось Земли, полярный день и полярная ночь; полюса, экватор, тропики  и полярные круги; жаркий, умеренный и полярный географические пояса; литосфера: состав и строение, свойства, минералы и горные породы, ядро, мантия, материковая и океаническая земная кора, землетрясение, эпицентр и очаг землетрясения, конус и жерло вулкана, острова (материковые, вулканические и коралловые), планетарные формы рельефа материки, впадины океанов, формы рельефа суши (горы и равнины); формы рельефа дна Мирового океана (шельф, срединно-океанические хребты, ложе океана), полезные ископаемые;
  • распознавать с помощью учителя проявление изученных географических явлений в окружающем мире, выделяя их существенные свойства/признаки (землетрясение, вулканизм);
  • использовать с помощью учителя планы, топографические и географические карты, глобус для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач: определения направлений, азимута, определения расстояний при помощи масштаба, определения географических координат, описания местоположения крупнейших форм рельефа на территории материков и стран с опорой на вопросы или план;
  • иметь представление о географических следствиях влияния Солнца и Луны, формах, размерах и движении Земли на мир живой и неживой природы;
  • объяснять с помощью учителя или на основе опорного плана причины смены дня и ночи и времен года;
  • устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой солнца над горизонтом и географической широтой местности (с помощью учителя или с опорой на алгоритм учебных действий);
  • называть причины землетрясений и вулканических извержений (с визуальной опорой);
  • показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли с помощью педагога;
  • выступать с небольшими сообщениями в рамках изучаемого учебного материала с использованием плана, презентации (с использованием источников дополнительной информации (картографических, Интернет-ресурсов).

Предметные результаты по итогам второго года изучения учебного предмета

«География» (6 класс) должны отражать сформированность умений:

  • находить, извлекать и использовать с помощью учителя информацию из различных источников (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, интернет-ресурсы) необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач: описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов; определять тенденции изменений температуры воздуха, количества атмосферных осадков в зависимости от географического положения объектов; по картам атласа определять соленость вод отдельных частей Мирового океана, сравнивать реки по заданным показателям, годовое количество осадков, выпадающих на разных широтах, особенности растительного и животного мира в природных зонах мира;
  • получать информацию об отдельных компонентах природы Земли с использованием карт различного содержания с опорой на алгоритм учебных действий;
  • иметь представление об изученных географических объектах, процессах и явлениях в геосферах: гидросфера: состав, строение и свойства, части Мирового океана (моря, заливы, проливы, каналы), движение вод в океане (волны, приливы и отливы, океанические течения); реки (равнинные и горные), части реки (исток, устье, притоки), речная система, речной бассейн, пороги и водопады; питание и режим рек, озера (типы озер по происхождению котловин, озера сточные и бессточные); болота, подземные воды, их виды; гейзеры, горные и покровные ледники, многолетняя мерзлота; атмосфера: состав и строение, свойства; температура воздуха, зависимость нагревания поверхности от угла падения солнечных лучей, суточный и годовой ход температуры воздуха, амплитуда температур; образование облаков и их виды, туман; образование атмосферных осадков, их виды и распределение; атмосферное давление и ветры (бризы, муссоны); погода и климат, климатообразующие факторы, климаты Земли; глобальные климатические изменения; биосфера: состав и границы, разнообразие животного и растительного мира, жизнь на суше и в океане, человек как часть биосферы; географическая оболочка: состав, строение и свойства (целостность, зональность, ритмичность); природно-территориальный комплекс, природная зональность и высотная поясность, почвы (с опорой на схемы, иллюстрации, таблицы, дополнительные вопросы) ;
  • иметь представление о значении географических сфер в жизни Земли, а также круговоротов воды, газов и биологических веществ в природе;
  • иметь представления о проявлении свойств географической оболочки: зональность, ритмичность и целостность, изменений в геосферах в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира; путей решения существующих экологических проблем; опасных природных явлений в геосферах и средств их предупреждения; актуальных исследований в геосферах, проблем ограниченности ресурсов, а также способов их сбережения и экономии человеком ресурсов: природных, материальных, личностных, духовно-ценностных, вклада отечественных ученых в данные исследования;
  • проводить измерения основных элементов погоды с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и (или) графической форме с опорой на алгоритм учебных действий;
  • устанавливать эмпирические зависимости между температурой воздуха и его относительной влажностью на основе анализа графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности, а также зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей с опорой на алгоритм учебных действий;
  • называть причины образования ветра, приливов и отливов;
  • объяснять с помощью учителя направление дневных и ночных бризов, суточный и годовой ход температуры для отдельных территорий и/или своей местности;
  • использовать знания об особенностях отдельных компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач с опорой на алгоритм учебных действий: сравнение свойств атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; сравнение количества солнечного тепла, получаемого земной поверхностью при различных углах падения солнечных лучей, определение суточных и годовых амплитуд температуры воздуха;
  • классифицировать моря по местоположению (внутренние, окраинные, межостровные) с опорой на карту;
  • показывать на карте и обозначать на контурной карте крупнейшие моря, заливы, проливы и каналы; реки и озера Земли с помощью педагога;
  • выступать с небольшими сообщениями в рамках изучаемого учебного материала;
  • описывать положение на карте главных течений, глубоководных желобов и впадин Мирового океана, крупных островов и полуостровов, природных зон с использованием плана, презентации (с использованием источников дополнительной информации (картографических, Интернет-ресурсов);
  • формулировать с помощью учителя оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду.

 

  1. Общая трудоемкость курса «География»

Обучение географии рассчитано на два года с 5 по 6 классы по 1 уроку в неделю.

Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:

5 класс — 34 часа,

6 класс — 34 часа.

7. Формы оценивания.

Стартовая диагностика. Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках географии.

Знания и умения учащихся по географии оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса; проверки осознанности прочитанного и услышанного, выполнения практических работ.

 Промежуточная аттестация – итоговая тестовая работа (проверка навыка работы с картой, изображениями, осознанности чтения текстов по географии)

8. Составитель программы: Кириллова Елена Вячеславовна.

назад