Аннотация к адаптированной рабочей программе по учебному предмету «Основы социальной жизни» для учащихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих легкую умственную отсталость
1.Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Основы социальной жизни» входит в образовательную область «Основы социальной жизни» и является обязательной частью учебного плана.
2.Цель учебного предмета «Основы социальной жизни» заключается в дальнейшем развитии и совершенствовании социальной (жизненной) компетенции; навыков самостоятельной, независимой жизни.
Задачи:
- овладение учащимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном обществе;
- развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства;
- воспитание положительного отношения к домашнему труду;
- развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач;
- формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе;
- формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства;
- коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер;
- развитие коммуникативной функции речи
3.Структура курса:
Личная гигиена и здоровье
Охрана здоровья
Жилище
Одежда и обувь
Питание
Транспорт
Средства связи
Предприятия, организации, учреждения
Семья
4. Основные образовательные технологии. Игровые, здоровье сберегающие;
информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-
ориентированные; технологии разно уровневого и дифференцированного обучения,
ИКТ.
5. Требования к результатам освоения программы.
Личностные результаты:.
-осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
-формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;
представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
самостоятельное приготовление несложных блюд (бутербродов, салатов);
знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
пользование различными средствами связи, включая Интернет-средства;
знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение типовых практических задач под руководством педагога посредством обращения в предприятия бытового обслуживания;
знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
первоначальные представления о статьях семейного бюджета;
представления о различных видах средств связи;
знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
знание основных правил ухода за больным;
знание названий организаций социальной направленности и их назначения.
Достаточный уровень:
знание способов хранения и переработки продуктов питания;
составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;
соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения;
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);
навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого);
пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач;
знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета;
составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения.
6.Общая трудоемкость курса. В учебном плане на изучение курса «Основы социальной жизни» в 5, 6 классе по 1 часу в неделю 34 часа в год, в 7, 8,9 классе по 2 часа в неделю- 68 часов в год.
7.Формы оценивания. Формы промежуточной и итоговой аттестации: беседа,
индивидуальный опрос, тестовый контроль, практическая работа.
8.Составитель: Крытаева Л.А.